Взгляд из юрты |
Параграфы о сувенирной демократии
(день Сурка).
§ 6. Сувенирная...
Некоторые подвижники коммерческой философии, трудящиеся в правительственных организациях, считают, что в наш век глобализации и взаимозависимости глупо цепляться за такой анахронизм, как суверенитет. Для «запудривания» мозгов они иногда пишут статьи о так называемой «суверенной» демократии. Под эти разговоры необходимо быстрее войти в ВТО и НАТО, объявив Россию европейским государством – Россию, большая часть которой находится в Азии, все основные «претензии» к которой расположены в азиатской части страны, имеющей де факто азиатского соседа – уже состоявшуюся супердержаву. Для этого, невзирая на протесты большинства, надо открыть военную базу НАТО в Ульяновске, создать «лазейку» в законах, позволяющую войскам НАТО беспрепятственно с оружием входить в нашу страну.
Жертвовать нам национальной свободой или нет – сегодня этот вопрос практически уже решен, и не нами. Сегодня Россия де факто – крупнейшая колония в мире, имеющая формальные признаки суверенного государства.
Давайте рассмотрим внимательнее наши с вами деньги, что там сверху написано? Государственный (т.е. народный) казначейский билет, как это было во времена СССР? Нет, билет банка России, т.к. мы имеем дело с копией Федеральной Резервной Системы США. Эта копия интегрирована и подотчетна ФРС США. Где хранятся и бесследно растворяются наши с вами стабфонды, фонды развития? Почему на бензин, который добывается в нашей стране, диктуют цены из-за границы? Почему хотя бы не устанавливаются внутренние цены на бензин? Потому, что правила нашей жизни устанавливаются не нами и не в России.
Вы заметили, что Горбачев отмечал свой юбилей не в России, а у своих хозяев в Лондоне? Почему Ельцин сразу после своего избрания поехал «отмечаться» в ФРС США? Какие указания он там получил и что потом выполнил, мы все видели. Интересно, а где г-н Путин будет отмечать свой юбилей?
Посмотрите на нашу Конституцию, с какой легкостью наша новоявленная «элита» топчет и перекраивает её по своему усмотрению, игнорируя мнение большинства.
Суверенитет, будучи «полнотой и независимостью власти», формально не отменяется.
Но – меняется его содержание вместе с манерой властвования. Образу государства, рассредоточенному из дворцов по присутственным местам, избирательным участкам и телеэкранам, старательно придается демократический вид. Массовые действия являются в большей степени итогом неистового администрирования, неприкрытого шантажа, нежели обсуждения и убеждения. Среди символов могущества все ярче выступают принадлежность к так называемой партии власти, наличие общего бизнеса, полезных знакомств и высокого кресла.
Повсеместная и повседневная нужда в сырье и безопасности так громадна, а запасы ядерного оружия, нефти, газа, леса, воды в России так обильны, что становится ясно – «сувенирной» демократии – быть! Особенно, если учесть, насколько возможность осознания, защиты и продвижения наших национальных интересов снижена повальной коррупцией, диспропорциями экономики и простой медлительностью мысли.
Центр прибыли от международных проектов использования российских ресурсов прочно закрепился за пределами России. Так же, как и центр власти над ее настоящим. А над будущим?
§ 7. ...Демократия.
Демократия у нас прижилась, но пока она – больная приживалка, станет ли она когда-нибудь хозяйкой – пока вопрос.
Основным источником власти является её авторитет, уверенность людей в том, что власть является законной и легитимной, отсюда вытекает понимание морального долга подчиняться ей (лояльность). Избирательная система России, особенно в Туве, значительной частью общества воспринимается критически, некоторой частью общества воспринимается как беспардонный фарс. Эта часть избирателей убеждена, что итоги выборов определяются не их голосованием, а закулисными манипуляциями, доходящими до прямых фальсификаций (неважно как проголосуют, важно – как посчитают). В итоге прогнозирование итогов выборов заключается не столько в оценке мнения народа, сколько интересов так называемой «элиты». Эта «элита» озабочена в основном обеспечением правдоподобия (легитимности) результатов проведенных выборов.
Подавляющее большинство избирателей связывают понятие демократии с прозрачной честной властью, которую они выбирали сами, возможностью свободно выражать своё мнение, уверенностью верховенства закона и равном для всех применении закона, возможностью повилять на то, как ими правят.
При эффективном руководстве, стабильной экономике, твердых социальных гарантиях, обеспечивающих сносный уровень жизни, население готово игнорировать издержки «сувенирной» демократии. Отсутствие успехов в этих областях вынуждает «элиту» заниматься популизмом, а когда и это перестает работать – начинать «закручивать гайки».
Стабильная власть также опирается на психологические и идеологические факторы, заставляющие людей помогать и подчиняться власти. После развала СССР нам усиленно навязываются американские демократические идеалы – предпринимательская модель с культом потребительства. Новая «элита» отказалась от какой бы то ни было идеологии, во главу угла поставила технологии, прежде всего – политические. Как далеко на них можно уехать – пока непонятно. Вместе с тем, остается непонятным, куда двигается руководство России – пытается возродить Российскую империю или построить демократию западного образца? Демократия по своей природе враждебна имперской мобилизации.
По мнению большинства в России сегодня сложился огромный разрыв между властью и народом, когда власть живет сама по себе, сама для себя и по своим законам, а народ предоставлен своим проблемам на выживание.
Любопытна «вертикаль» власти, выстроенная за последние годы «Единой Россией». Эта «элита» позиционирует себя как пик пирамиды, а не как центр Вселенной. При этом основание пирамиды разрушается весьма быстро.
Для преодоления пропасти между властью и народом сегодня власть, в частности в Туве, должна стремиться к диалогу, маневрированию и, хотя бы, к формальному консенсусу.
На федеральном уровне, кажется, «процесс пошел».
Как утверждают придворные политологи, впервые за тысячу лет наше общество по-настоящему свободно. Поскольку громогласное негодование по случаю изъянов и отступлений демократии – неотъемлемая её черта. При этом они скромно умалчивают о самой сути этих негодований.
Среди многочисленных разговоров на дальнем плане едва различимы слова о свободе, справедливости, доверии к власти. Общественные ценности и мораль стали нынче просто академической темой.
В расколотом обществе почему-то не принято обсуждать тему общенациональной солидарности. Продолжается необъявленная информационная война против российского народа – по «зомбоящику» потоками льется негатив, направленный на создание атмосферы всеобщего уныния, продолжается усердное вколачивание клиньев – слова «чиновник», «оппозиция», «лицо кавказской национальности», «гастарбайтер» сегодня стали почти ругательными.
Какие идеалы и ценности должны находиться в основе национальной солидарности? Вопрос даже не обсуждается.
При всём этом мы продолжаем надеяться, что наша новая демократия начнет решать непростые задачи – восстановление доверия к власти, борьбу с нищетой и бедностью, общественным унынием, предотвращение развала здравоохранения и образования, возрождение промышленности и сельского хозяйства…
Пока вопросов остается больше, чем ответов.
Арат любопытный
(по материалам интернета)
P.S. Текст про «сувенирную» демократию – сугубо субъективная интерпретация нашего ближайшего прошлого и настоящего, сложившаяся по итогам блужданий в интернете.
Он основан на предположении о том, что демократия или есть или её нет. В нем также скрыта надежда на то, что дважды за одну человеческую жизнь не придется испытать горечь от распада страны, в которой живешь. Он открыт для согласия и спора. В нем нет почти ничего обязательного и совсем ничего назидательного. За возможные совпадения авторам некоторых статей заранее приношу извинения.