«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Газета РИСК
 Логин: Пароль:

   Регистрация
   Забыли пароль?
   Помощь
 Архив
Архив
газеты
 Новости
События
в Туве
 Объявления
Куплю /
Продам
 Опросы
Наши вопросы,
ваши ответы
 Форум
Дискуссии,
обсуждения
 
Навигация
Случайная картинка
Ссылки
Для писем Основной сайт Мобильная версия сайта 
Лента новостей RSS Страница газеты РИСК в Телеграме Страница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTube 
Кто на сайте
Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Anonymous Гостей: 116
User Пользователей: 0

Связь установлена risk-inform.ru
Anonymous Гостей: 267
User Пользователей: 0

Версия для печати
A- | A | A+  12pt
№30, 8 сентября 2010 года.

    Новая школа

«ОТ ДОКОНВЕНЦИОНАЛЬНОГО К КОНВЕНЦИОНАЛЬНОМУ УРОВНЮ»

Нелестные отзывы о статистике давно бытуют в нашей стране. Даже придумали для нее такое нелестное определение, гласящее: есть ложь, есть наглая ложь, а есть сверхнаглая – статистика. Но к ней мы вернемся ниже. А пока речь о другом. Наш корреспондент побывал на августовском совещании учителей города Кызыла, традиционно проводящемся в конце августа. И вот, что он там увидел и услышал.

Мне и раньше приходилось посещать подобные мероприятия. И в те, теперь уже далекие доперестроечные времена, педагоги готовились к нему, как к большому празднику. Заранее занимали очередь в парикмахерских, чтобы сделать красивую прическу и выглядеть красиво. Надевали лучшие свои наряды, а нередко к этому дню покупали обновы. Ждали с нетерпением встречи со своими коллегами, чтобы не только пообщаться, но и вместе обсудить животрепещущие темы в образовании, высказать свое мнение по дальнейшему улучшению работы по воспитанию детей.

По некоторым причинам мне года три не пришлось побывать на таком педсовете городского уровня. И вот, придя в Дом народного творчества, заметил, как изменилась обстановка по сравнению с предыдущими годами. Даже внешний облик педагогов изменился. Никакой радости и веселья на их лицах не чувствовалось, никакого блеска в глазах и хорошего настроения. Будто шли они отбивать, отбывать повинность, насущные проблемы образования и воспитания.

И их можно понять. За последние 20 лет их до того запугали различными инновациями, нововведениями и реформами, что они никак не могут разобраться, что от них требуют. То одну программу обучения предлагают, то другую, то третью, то заставят писать столько бумаг, превращая их в летописцев. Зачастую абсолютно ненужных. При этом каждые четыре года они обязаны проходить аттестацию, сравнимую со сдачей государственных экзаменов или защитой диплома. И чтобы учителю с 20-, 30– и даже 40-летним стажем получить высшую и даже первую категорию, надо столько написать страниц, что позавидовал бы сам Лев Толстой. И неважно, имеешь ты большой стаж и опыт работы, садись и пиши, тратя свое время, силы и нервы на никому ненужную красиво оформленную папку. А делать это приходится поневоле. От пресловутой категории зависит заработная плата, хотя и не настолько большая, чтобы убивать столько времени на ее получение. Но педагоги и тому рады, потому что с их зарплатой каждой копейке будешь рад.

А, впрочем, о чем это я. Оказывается, они являются у нас чуть ли не самыми богатыми в республике и получают вполне приемлемую зарплату. Это озвучила на конференции начальник департамента по образованию Лариса Андалаева, а затем уточнил и министр Петр Морозов. Они сказали, что согласно статистическим данным (вот мы и добрались до статистики) педагоги в Кызыле получают в среднем, подчеркиваю, в среднем – 18 тысяч рублей. И когда прозвучала эта сумма из уст руководителей, то даже для такой законопослушной и молчаливой аудитории, каким является наше учительство, стало не по себе. И по залу пронесся гул недовольства. Но министру тоже это не понравилось, и он еще раз сделал уточнение, сославшись вновь на статистику. Дескать, даже воспитатели дошкольных учреждений стали получать в среднем по 12 тысяч.

Ох уж эта средняя зарплата, ставшая притчей во языцех. Что делает Госкомстат? Складывает заработанную плату миллионеров, миллиардеров и технички тети Маши, делит все это на количество людей и в итоге вроде бы каждый имеет по 100 тысяч. Но та же тетя Маша, как получала три тысячи, так и получает, хотя в среднем получается 100 тысяч. Такая же ситуация с зарплатой педагогов в Кызыле. Наверно, сложили зарплату всех чиновников, директоров и наскребли 18 тысяч. Но спросите любого рядового учителя, и он ответит: не получает столько.

Да, с прошлого года в Кызыле стимулирующая оплата труда. И тот, кто работает хорошо, может получить приличную сумму – 75 процентов добавки к окладу. Кто-то 50, кто-то 25, кто-то и 10 процентов. Решение, кому, сколько добавить, решает комиссия во главе с руководителем школы. И, конечно, наибольшие добавки получают, прежде всего, приближенные к администрации люди. Потому что критерии по определению лучших до такой степени размыты, что можно поступить и так, и эдак. Одним словом, все решает директор, а в комиссию включены люди, зависящие от него. Ну, кто будет возражать? Спорить с начальством – себе дороже. Поэтому молодые педагоги как получали от пяти до десяти тысяч, так и получают. Но сказать вслух о том никто не осмелится. Это не ранешние, так называемые, авторитарные времена, когда можно было высказать свои критические замечания. И без внимания они не оставались. Тут же выносились на обсуждение бюро горкома или обкома партии, и виновных привлекали к ответственности. Теперь хоть говори, хоть пиши – реакции никакой.

Да и подобные конференции стали проводиться по «инновационной» методике. На ней выступили председатель правительства, его заместитель, министр образования и молодежной политике, новый начальник департамента образования и ее заместитель, и с заранее подготовленными докладами директор школы №15, с хвалебными речами в адрес себя любимых, завуч школы №5 и руководитель дошкольного учреждения №21. И все.

Народный глас не был услышан. Никто не осмелился выйти к микрофону, да к нему никого и не приглашали. А надо бы. Ведь было о чем сказать. Хотя бы об эксперименте (издевательском) над первоклассниками, которые будет в городе проходить пока в четырех школах Кызыла, а в будущем году во всех. Суть его заключается в том, каким должен быть государственный стандарт общего образования. В его проекте наша новая школа вот таким. Например, в разделе 2.1.1. «Личные универсальные действия» и 2.1.2. «Регулятивные универсальные учебные действия» записано: «Выпускник, четвероклассник на выходе из начальной школы научится (или должен научиться, примеч. автора) оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия требованиям задачи и задачной области». И тогда «получит возможность научиться осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания».

Газетная площадь не позволяет привести кое-какие примеры. Но этот не могу оставить без внимания «В области личных универсальных учебных действий у четвероклассников будут сформированы и диффенциация моральных и конвенциональных норм, развития морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню, чтобы ученик получил возможность для формирования компетентности в реализации основ гражданской идентичности (стр. 44 и 45)».

И такую абракадабру предлагают учителям обсудить на школьных педагогических советах. Вот о чем надо было говорить на августовском совещании, принять соответствующую резолюцию и отправить в администрацию президента, правительства и Госдумы. А того, кто это придумал гнать взашей из нашего образования.

Ну, неужели нельзя было написать простым, русским, понятным, человеческим языком. Или действовали по принципу: «Чем заумнее, тем умнее».

С. Монгуш

(прочитано 1774 раза)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 30:
up
Свежий номер ::  Архив газеты ::  Форум ::  Юмор ::  Новости ::  Добавить новость ::  Доска объявлений ::  Обратная связь
up
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru