Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_9746.html
№43 за 2 ноября 2021 года

Обзор прессы

Тувинская правдаСИТУАЦИЯ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЖИЛЬЯ В ТУВЕ ВЫПРАВЛЯЕТСЯ

Ни для кого не секрет, что Тува оскандалилась с реализацией федеральной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. По этому показателю республика прочно занимает последнее место среди регионов России. «За 8 лет с начала программы в Туве было переселено в общей сложности 5096 человек» – чуть более 40% от плана. Но глава республики Кара-оол на сей счёт не комплексовал и год от года давал невыполнимые обещания по выполнению программы. На сегодняшний день, спустя три (!) года после того, как первый этап реализации программы переселения закончился, «по состоянию на 27 октября 2021 года программа выполнена всего лишь на 78%», и «до завершения первого этапа программы переселения граждан из аварийного жилья 2013-2018 годов осталось обеспечить жильём 1287 человек».

Как сообщил глава республики Ховалыг, правительство планирует, что «937 человек переедут в новые квартиры до конца нынешнего года». Для этого необходимо «сдать 12 многоквартирных домов в Кызыле и 5 – в посёлке Хову-Аксы». Ну а оставшиеся многострадальные «350 человек», дожидающиеся своих квадратных метров, должны «справить новоселье в наступающем году». Планируемый «срок их переселения – сентябрь 2022 года». Тогда власти рассчитывают «ввести шесть домов в Кызыле и один – в Хову-Аксах». Оптимизм Ховалыга основывается на том, что ему, наконец, «удалось завершить затянувшийся первый этап программы переселения граждан из аварийного жилья». После того, как «Фонд содействия реформированию ЖКХ выделяет Туве дополнительно почти 1 млрд.». Таким образом, ещё не закончив первый этап программы, республика приступила к исполнению второго этапа. Надежду рождает то, что, наконец, усилиями нового главы республики, который нашёл общий язык с федеральными чиновниками, наметился положительный сдвиг в реализации программы.

Анализ показал, что «основной причиной отставания республики в реализации программы стало недостаточное финансирование строительства». То есть вина лежит не столько на строителях, сколько на чиновниках правительства. Ну а сам «дефицит средств, в свою очередь, сложился из-за расхождений нормативов стоимости жилья с его рыночной ценой». Проще говоря, за те деньги, которые предлагались строителям, невозможно строить качественное жильё. И вокруг строительного комплекса республики группировались разного рода мошенники, авантюристы и проходимцы, которым главное было не строить жильё, а получать бюджетное финансирование. На такой спекулятивной почве развернулся, к примеру, Крапивин с его ООО «Энергострой».

«Сегодня, например, при стоимости квадратного метра на вторичном рынке Тувы в 80 тысяч рублей размер субсидии определяется исходя из норматива 51,9 тысячи». Конечно же, при таком нормативе приличного жилья и в срок построить невозможно. Другие регионы страны выходили из положения тем, что софинансировали программу. Но для Кара-оола такое решение оказалось нереализуемым – «бюджетных возможностей республики не хватило, чтобы обеспечить необходимый объём встречного финансирования программы – это от 30 до 50% всей стоимости объектов». А пробить финансирование, покрывающее недостаток средств, у правительства Кара-оола не хватило опыта, трудолюбия и квалификации. Вот они эту программу и провалили. И только недавно «властям Тувы удалось добиться снижения своей доли софинансирования до 1%».

Но остался не решённым другой вопрос: покрыть «затраты на инженерную и иную инфраструктуру, строительство которой в рамках программы расселения аварийного жилья возложено на регионы». В этой части «расходы республики по-прежнему остаются на уровне 40% стоимости проекта, или более 2 млрд. рублей» в год. В связи с этим «Глава республики Владислав Ховалыг вынужден был обратиться к президенту страны, который поддержал его просьбу применить индивидуальный подход к финансированию жилищного строительства в Туве и пересмотреть методику расчёта федеральных субсидий по программе расселения аварийного жилья, приблизив к фактической стоимости строительства».

Нормализации ситуации вокруг реализации способствовало и то, что Ховалыгу удалось договориться с «Фондом содействия реформированию ЖКХ по отмене штрафных санкции в отношении республики на 200 млн. рублей», которые Кара-оол оставил в наследство новому правительству. А «также принял решение о выделении дополнительной помощи на завершение первого этапа программы переселения граждан из аварийного жилья». Вот так, шаг за шагом, в режиме реального времени, Ховалыгу удаётся выправлять ситуацию со строительством жилья в республике. Надеемся, строители республики поймут и поддержат призыв главы Ховалыга: «Ускорим переселение людей, годами ждущих своей очереди и живущих в аварийных домах». Ведь речь идёт не о статистике, а о реальных людях, живущих в ветхом и аварийном жилье.

ЧИНОВНИКИ ТУВЫ НЕ УМЕЮТ СЧИТАТЬ БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ?

Чиновники республики в который раз продемонстрировали свою некомпетентность. «В августе Глава Тувы Владислав Ховалыг поручил Министерству образования разработать новую систему оплаты труда педагогическим работникам». Сказано – сделано. «Задание было выполнено: уже 13 сентября руководство Минобрнауки представило проект положения новой системы начисления зарплаты, а 20 сентября было принято постановление Правительства №492, которое предусматривало повышение должностных окладов педагогических работников в два раза с 1 сентября 2021 года». Казалось, чего не радоваться? Всё тип-топ! В соответствии с указанием Ховалыга «в ноябре каждый учитель в школе, педагог дополнительного образования и воспитатель в детском саду должен ощутить действие нового порядка исчисления их заработной платы. При этом речь идёт о повышении фонда оплаты труда в школах на 20%, в детских садах и учреждениях дополнительного образования на 10%». При этом «выплата зарплаты по новой системе, в том числе перерасчёт за сентябрь, должна была начаться с октября». Однако этого не произошло: «что-то пошло не так, и педагоги в части муниципалитетов не получили ожидаемой надбавки, а в Кызыле и некоторых районах заработную плату не перечислили совсем».

Тогда Ховалыг вызвал «на ковёр» «зампреда по социальной политике Е. Хардикову и министра финансов О. Достай» и спросил: в чём дело? Почему надлежащим образом не выполнено моё поручение? Как ответили вельможные чиновники, поручение не было выполнено не по их вине, а «из-за ошибочных расчётов на муниципальном уровне – спикеры рассказали, почему произошли точечные сбои, и как со следующего месяца скорректируют внедряемую систему». «Зампред по социальной политике Елена Хардикова» сбивчиво и несуразно рассказала, что это якобы «произошло из-за того, что процесс начисления заработной платы в некоторых образовательных организациях производился не совсем корректно, что и привело к разным ситуациям в разных кожуунах». В результате бардака при расчётах объёма финансирования вместо полагающихся «374 млн. рублей в бюджет заложили 215 млн. рублей». И пока нарыв не лопнул, никто не спохватился. И теперь «для устранения неоднозначного чтения нового положения, в него необходимо внести уточняющие корректировки». И это, заверила Хардикова, «будет сделано в ближайшие дни». А министр финансов Достай «сказал, что специалисты на местах оказались не готовы к новым расчётам».

Стоит отметить, что и Хардикова, и Достай перешли к Ховалыгу в наследство от Кара-оола. И это они повинны в том, что «специалисты на местах оказались не готовы». Но дело в другом. Все расчёты муниципалитетов были проверены в правительстве Тувы, одобрены и направлены на утверждение в парламент. И все, кто принимал в этом участие, оказались «не готовы» к проверке поступающих документов. И самое поразительное – министр финансов заявил, что такой бардак в расчётах бюджета – «допустимое явление». И на это не стоит обращать внимания. Но в том есть и другой аспект: «речь идет о повышении оплаты труда исключительно педагогов, а не административно-хозяйственной части и обслуживающего звена. Например, в детском саду заработная плата поднимется только у воспитателя, а у помощника воспитателя она останется на прежнем уровне».

«ТП» сообщила, что «в ближайшие дни Министерство образования и Министерство финансов совместно проведут окончательное рассмотрение принятого положения, чтобы не было разночтений, и коллегиально внесут изменения в принятое 20 сентября постановление Правительства №492». Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Хотя как те же самые специалисты будут по новому считать общеобразовательный бюджет республики – большой вопрос.

Твой ИнформУГОЛЬ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ: У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ

Ни для кого не секрет, что, для того, чтобы в частном доме зимой не «заморозить батареи, а в итоге – весь дом», необходимо, чтобы в доме «уголь был, а печь топилась постоянно». Автор публикации начинает своё повествование с того, что «Тувинская горнорудная компания» (ТГРК) в Верховном суде Тувы оспорила решение республиканских властей о снижении цены на уголь». На успех в суде, видимо, сказалось то, что среди хозяев разреза мелькали фамилии бывшего главы республики Кара-оола и нашего замечательного земляка Шойгу. И ситуацию вокруг угля красноречиво показывал «подскочивший ценник на твёрдое топливо». Но Ховалыг, судя по всему, сдаваться не намерен, и «правительство региона сразу же выразило недовольство по поводу этого решения». И хотя хозяева разреза уверяли, что «после снижения цены на местный уголь чёрное золото купить населению стало очень сложно», правительство стояло на своём, и «днём позже угледобывающей компании стоимость тонны угля пришлось вновь снизить до 2220 рублей, теперь уже на основании нового, свежевыпущенного Постановления Правительства Тувы».

Кое-кто полагает, что на этом угольная катавасия, может быть, пока и закончится, поскольку «до 31 декабря: нам обещают, что ценовая политика коммерческого предприятия уже не изменится». Как полагает автор, решение властей уменьшить стоимость «чёрного золота» кажется вполне логичным, «учитывая то, что угля в Туве предостаточно и продавать его местным жителям нужно, разумеется, по низким ценам». Но были сомнения: автор «топит печку балахтинским углём, который завозят из Хакасии», к тому же он «не до конца верил, что низкая стоимость долго продержится». Кроме того, «были опасения, что дешёвого угля на всех не хватит. Практически так и случилось – чёрное золото было почти невозможно купить».

Автор решил на практике проверить, какая ситуация с углём. И «позвонил на угольный склад». Ответили: «уголь есть, но он уже весь расписан по заявкам, которые нужно, оказывается, делать по СМС. Заказал на среду две тонны, но доставки так и не дождался. Дозвониться смог до поставщиков только вечером». А там ответили: «угля нет»! Тогда он звонит «в один из складов, где продают местный уголь – каа-хемский». Но и там угля нет, но «скоро будет – очень быстро разбирают». Поэтому, чтобы купить уголь, нужно найти транспорт и встать «в живую очередь». В которой отстоять придётся «целый день». А когда он спросил, «можно ли доставку оформить», то в ответ услышал: «Можно, позвоните через два дня». И он через два дня позвонил. А ему сообщили, что «угля вновь нет, и вообще некогда ему со мной разговаривать, так как его ждут клиенты». В итоге уголь привёз ему обычный левак-перекупщик. Как выяснилось, он «оказался не злопамятным и в общем-то не плохим. Уголь привёз – три тонны, мы с ним успели даже обсудить цены на жильё: пришли к мнению, что всё очень дорого, на...». И теперь у него «есть новый поставщик угля. Закажу в ноябре ещё три тонны. А к следующей зиме буду закупаться уже летом! Так надёжнее, потому что заранее».

Но что в этой публикации главное? Конечно же, беспомощность власти. Как выяснилось, они не в состоянии никак влиять на процессы в республике. Им не подчиняются ни угольный разрез, ни так называемые «перекупщики». Они не могут наладить завоз засаянского угля в республику, не могут организовать муниципальные предприятия, чтобы хотя бы у них был уголь. Удивительные беспечность, непрофессионализм и отсутствие практических навыков работы. А ведь в республике имеется целое министерство топлива, куча муниципалитетов, в функции которых по закону входит обязанность обеспечения углём населения. Интересно, а чем они там занимаются?