Стихийные метаморфозы
Последняя предновогодняя неделя ознаменовалась несколькими общественно-значимыми событиями. Началась она с широко разрекламированного визита в Туву российского премьера Путина, начавшего свою президентскую избирательную кампанию, для демонстративного вколачивания костыля, которое по задумке организаторов должно было стать символическим началом строительства железной дороги в Туву и символом федеральной поддержки местного премьера, переживающего не лучшие времена. И действительно: он прилетел, костыль забил, забыв продемонстрировать поддержку, и отбыл восвояси. Всё вроде ничего, а осадок, как говорится, остался.
Дело даже не в том, что тут же заворчали вечно чем-то недовольные старики: мол, где это видано, чтобы такое дело творили воровски под покровом ночи, в святом месте и в сорокаградусный мороз. Многие не понимали: зачем и кто вообще эту глупость придумал? Ведь ни для кого не было секретом, что после забивания этого злосчастного костыля ничего в республике толком не изменится – никто не начнет на самом деле строить эту чёртову дорогу, да и жить лучше народ тоже не станет. Так, пиар один. Для российского и заодно местного премьеров. Но какой дорогой!
Однако кое в чём всё же наши аксакалы ошиблись. Как считают тувинцы, кое-какие последствия визита Путина в Туву всё же имеются. Прошло всего пять суток, и почти также, под покровом ночи, в аккурат на День Спасателя Туву изрядно тряхнуло. Аж под 6 баллов. И трясёт помаленьку до сих пор. Шаманы полагают, что это напрямую связано с забиванием «серебряного костыля» у священного источника «бобры». Эти неприятности, по их мнению, не прекратятся, пока власти не откажутся от идеи строительства железной дороги в Туву. А уж если дадут китайцам право рыть священную гору Хайыракан, то последствия, говорят, будут гораздо серьёзнее...
Но не будем бросаться в мистику, хотя определённая логика в размышлениях бывалых людей имеется. К тому же до сих пор никто так и не объяснил: зачем населению республики эта самая «железка»? Даже если поверить в то, что она будет в обозримом будущем построена, что она ему даст? Сомнительно, чтобы олигархи сильно выиграли от этого. К примеру, что случилось после того, как Шойгу и К через кипрский оффшор купили разрез Каа-Хемский и стали гнать по Усинскому тракту самосвалами тувинский коксующийся уголь за Саяны до ж/д станции по 300 тыс. тонн в год? Правильно, дальше случился затор и более 100 тыс. тонн лежат на прирельсовых складах без движения, так как провозные способности за Саянами достигли своего максимума. Правда, это не помешало новым хозяевам разреза вдвое повысить цену на уголь и выстроить желающих в длинную очередь. К тому же сам тракт не выдержал нагрузки и только что отремонтированная дорога местами провалилась. Ну и что выиграло от этого население республики? Кто-то стал жить богаче и сытнее?
А теперь представьте себе чудо: дорога до Курагино построена, ЕПК добывает обещанные 12 млн. тонн угля и Северсталь с ЕВРАЗом – ещё столько же. Прибыль, конечно, останется вся у олигархов, которые тут же отправят её в оффшоры. Ни налогов, ни процветания в республике, скорее всего, не прибавятся. Зато появятся новые проблемы, связанные с миграцией населения, резким изменением её национального состава, ростом преступности и погубленной экологией. К тому же неизвестно, куда весь этот добытый уголь девать? Столько угля не только не вывезти – такое его количество вообще никем не востребовано. Именно поэтому вот уже три года как «проект» топчется на месте, никто не стремиться войти в так широко разрекламированный Шойгу «консорциум», хотя украсть полсотни миллиардов ой как хочется. Да и по чести сказать, у Байсарова, видимо, отродясь, таких денег, чтобы построить дорогу, не было и, похоже, даже не намечается. По крайней мере, на полный выкуп самой ЕПК он пока денег не наскрёб. Так что суета вокруг проекта является пока лишь чистой воды пиаром, что мы и наблюдаем с вами последние годы.
Впрочем, давайте лучше вернёмся к самим реальным событиям последних дней и постараемся восстановить цепь происшествий. 27 декабря в 23.20 в Кызыле начались реально ощущаемые подземные толчки. В квартирах зашаталась мебель, зазвенел в шкафах хрусталь, с подоконников стали падать горшки с цветами. Полусонное, не информированное никем население, схватив ребятишек и тёплые вещи, в страхе кинулось искать спасения на улицах. Никакого оповещения о ни до, ни после первых толчков не было – спасатели страны с азартом отгуливали свой профессиональный праздник, и им было явно не до землетрясения в Туве.
Люди в страхе звонили в МЧС, но ни до кого дозвониться не могли. Даже после того, как первый страх прошёл. Люди, в спешке покинувшие квартиры в многоэтажках, вернуться в них не могли, поскольку замки защёлкнулись, а ключи остались в квартирах. Им реально была нужна помощь спасателей, чтобы попасть домой. Как назло, от перегрузок отключилась и сотовая связь. Зато благодаря ТСИ без перебоев работали телефонная связь и Интернет. И уже через 10 минут после первых толчков на сайте геологической службы США появились первые данные, согласно которым в России произошло землетрясение силой 6.6 балов с эпицентром в с.Сарыг-Сеп в 100 км восточнее Кызыла. И только через 20 минут эту же информацию, только теперь уже со ссылкой на МЧС РФ, повторили по российскому телевидению. Правда, почему-то указав эпицентр в 100 км южнее, а не восточнее Кызыла. И с успокаивающим авторитетным добавлением, что «жертв и разрушений нет», но «возможны новые толчки». Так что до утра жители республики пребывали в растерянности по поводу возможности новых, более сильных толчков, но никто их не успокаивал. Наиболее решительные вернулись по своим квартирам, другие разъехались по родственникам, проживающим в частном секторе. Остальные на морозе до утра «ждали с моря погоды». Утром в Кызыл прилетели три самолёта МЧС с палатками и одеялами и привезли свору спасателей, которым некого было вызволять из предполагаемых завалов. Тогда «спасательные работы» спешно переименовали в «учения», чтобы оправдать затраты.
А к вечеру следующего дня выяснилось, что всё это нам как бы «приснилось». Из официальных сообщений следовало: землетрясение в Туве случилось силой уже не 6, а «9,5 баллов» (хотя по шкале Рихтера их всего 9), служба оповещения населения о ЧП «сработала как никогда чётко», всех людей удалось вовремя эвакуировать из опасных мест, самолётов прилетало в Кызыл уже не 3, а как минимум «12», так что в республику завезли не только палатки и одеяла, но абсолютно всё необходимое, включая «нивелиры и теодолиты». А фраза об отсутствии разрушений в Туве была оперативно заменена на сведения о том, что от стихии как минимум «пострадали мост через Енисей в Кызыле», совсем новёхонькая «школа №8», в которую совсем недавно водили на открытие самого Путина, «школа-интернат» 60-летней постройки, прочие объекты и «ветхие здания», которые давно пора сносить.
Теперь уже министры Шойгу и Басаргин под телекамеры докладывали Путину о том, что на восстановление объектов в Туве срочно потребуется много «более 3 млрд. рублей». Кандидат в президенты деньги, конечно же, пообещал, попросив составить какие-то документы. На что Шойгу лопухнулся и сообщил премьеру, что «обоснование потребности в деньгах на ремонт моста документация давно готова...». Тогда спрашивается: а при чём тут Шойгу, МЧС и землетрясение? Да и ветхое жильё появилось в Туве не вчера – почему денег на его снос не давали? Ждали прихода стихии? А если бы в них кого-то завалило?
Сами видите: всё выглядит как-то фальшиво, неестественно и больше похоже на «распил» бюджета, чем на помощь республике. Впрочем, у большинства телезрителей страны, наверное, могло сложиться впечатление, что Шойгу и Басаргин докладывали Путину «истинную правду», а он, конечно же, своим министрам «верил» без каких-либо сомнений. Так что пострадавшему народу братской республики скоро заживётся значительно лучше, чем до землетрясения. Всё это ещё долго тиражировалось по 12 телеканалам, задействованным МЧС России.
Но, как говорится, всё хорошо, что хорошо кончается. Землетрясение было, но не разрушительное. Зато под него теперь в Туву могут дать немалые деньги. Правда, ни у кого нет сомнений, что их разворуют, как и те, что поступали в республику ранее. Конечно, удивительно: из всех мало-мальски цивилизованных стран только в России имеется такая служба – МЧС, а точные сведения о событии у нас в стране мы почему-то до сих пор узнаём из Америки и Китая...Кондрат Пчёлкин