Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_9495.html
№24 за 22 июня 2021 года

Кто ударит по рукам жуликам от строительства?

Кто ударит по рукам жуликам от строительства?

Тува третий месяц живёт без поучений «уважаемого Шолбана Валерьевича», его коррупционных указаний и наставлений. Люди начали глубже вдыхать и свободнее выдыхать воздух. Многим кажется, что жизнь «без Карлика» налаживается. Однако, похоже, всё не так хорошо складывается, как нужно. Взять, например, строительную отрасль. Кара-оол оставил Ховалыгу в этой области тяжелейшее наследие, выправлять которое новому руководителю придётся не один год.

Начнём с того, что Кара-оолу удалось за 14 тяжелейших для республики лет разрушить почти все строительные компании, которые не были готовы платить чиновникам откаты. Особенно тяжело пришлось русским руководителям предприятий. Их из республики «выдавливали» разными путями, используя продажных прокуроров и полицейских, натравливая налоговиков. При этом достигалась и другая цель – оставшись без работы, русские семьями, а порой и домами покидали и покидают Туву. А взамен их в республику заходили «желанные гости» из-за Саян. Как правило, перекати-поле, не пригодившиеся у себя родине или изрядно скомпрометировавшие себя среди земляков. И не только с далёких полей Краснодара, но нередко и из-за зарубежья. Так в республике с лёгкой руки Шойгу и Кара-оола появилась азербайджанская компания «Бенконс». Именно ей правительство Тувы с какого-то перепугу дало «зелёный свет». Злые языки полагают, что компанию завёл Шойгу, которому гастарбайтеры построили гостиницу «Азимут». Ну, что-то вроде взятки за решение вопроса поставки современных российских вооружений армии Азербайджана для ведения войны против Армении за Нагорный Карабах. Была взятка или нет – до сих пор вопрос спорный. Однако наши вооружения в кавказскую страну поступили. Нагорный Карабах, в конце концов, не выдержал напора азербайджано-турецких сил и пал.

А за это время в республике обосновалась пестуемая нашим замечательным земляком строительная компания с подозрительно неприличным режущим слух названием «Бенконс». И развернулась во всю свою мощь. Поначалу было заявлено, что она построит в Кызыле девятиэтажную гостиницу. Правда, с девятью этажами она справиться не смогла и с согласия Шойгу ограничилась шестью этажами, поскольку строителями не был исполнен деформационный шов, и они уже не вписывались в сроки, установленные Шойгу для сдачи объекта в эксплуатацию. Потом ей расчудесным образом стали доставаться другие «лакомые куски» на тувинских стройках. Типичный пример – инженерные сети в мкр. «Спутник», где гастарбайтеры устроили свинорой, получили деньги и смылись. Доделывать за них пришлось сначала алтайским строителям, а затем – ООО «Сельстрой».

Очень примечательно то, что где авантюра, где очевидное нарушение закона, там и «Бенконс». К примеру, правительство Кара-оола распределило объекты по «надёжным» строительным компаниям и раздало им объекты без проведения аукционов – по так называемым Концессионным Соглашениям. Конечно же, тут же «нарисовался и «Бенконс», которому досталось строительство школы на левобережных дачах. Заключение этого Соглашения в 2019 году было заведомо незаконным, поскольку по подобным соглашениям концессионер строит объект за свой счёт и возвращает затраты в ходе использования объекта после его сдачи. С одной стороны, правительство Тувы профинансировало строительство объекта полностью за счёт бюджета Тувы, а с другой – скажите, какое можно предположить совместное использование объекта образования?

В общем, при попустительстве прокуратуры никто за это не «сел», однако новое правительство все эти так называемые «Концессионные Соглашения» признало незаконными и аннулировало. При этом по Соглашению гастарбайтеры обязались закончить строительство до 1 мая 2021 года. На дворе июнь, и «Бенконс» обещает сдать школу только к 1 сентября. Но на этом история не закончилась. Изворотливые гастарбайтеры тут же заявили, что им недостаточно 665 млн. рублей на строительство школы и запросили ещё 71 млн. И удивительное дело – премьер РФ Мишустин решил, что заканчивать строительство школы до 1 сентября необходимо, и просьбу правительства РТ удовлетворил. Так школа стала стоить уже 736 млн. А конца-края строительству не видно, хотя первоначальный срок строительства минул, и строители медленно двигаются к завершению.

Одна деталь: кто связан с исполнением государственного контракта, знает, что стоимость объекта и срок его строительства – существенные условия, менять которые сторонам контракта категорически запрещено. А «Бенконс» продолжает строительство школы, как ни в чём не бывало. И ни Минстрой, ни Госстройзаказ на это никак не реагируют, хотя обязаны предъявить «Бенконсу» предусмотренные контрактом штрафные санкции. И прокуратура почему-то тоже сидит тихо и помалкивает. Тут явно проглядывается сговор.

А затем подошла очередь разыгрывать аукцион по строительству школы в Кызыле по ул. Бай-Хаакской. Аукцион был объявлен и должен был состояться 7 июня. Было известно, что «Бенконс» в нём участия принять не сможет: документы не в порядке. И вдруг известный в республике махинатор министр Минзакупкок РТ Шаравии останавливает аукцион и продлевает срок на подачу документов ещё на 10 дней. Тут неожиданно обнаружилось, что делается это в интересах «Бенконса», которому власти почему-то решили отдать преимущество в строительстве и этой школы. Даже не подумали о том, что руководство «Бенконса» оскандалилось со строительством школы на ЛДО, не уложилось в смету и в установленный контрактом срок.

По логике вещей «Госстройзаказ» должен был обратиться в суд для признания «Бенконса» недобросовестным поставщиком услуг с последующим запретом участия в подобных аукционах. А тут специально для «Бенконс» продлевают срок подачи аукционной документации и перечисляют ему средства для того, чтобы он мог внести залог для участия в аукционе? Странная ситуация, не правда ли?.. Вряд ли можно удивляться тому, что в конце концов строительство школы досталось гастарбайтерам «Бенконса», а не местным строителям. Правда, для этого «Бенконсу» пришлось «упасть» на аукционе аж на 30 млн. рублей и получить госзаказ стоимостью в 573 млн.

А теперь пора сделать некоторые расчёты, чтобы понять, что на самом деле происходит. С одной стороны, аукцион для того и проводится, чтобы его участники соревновались между собой, снижая стартовую цену контракта. А с другой, это соревнование должно быть честным и равным. Дело в том, что школа ЛДО и школа по ул. Бай-Хаакской строятся по одному и тому же типовому проекту. Теперь и подрядчик на них один и тот же – ООО «Бенконс». Но на строительство первой школы этому подрядчику не хватило законтрактованных 665 млн. рублей, и он затребовал 736 млн. рублей. Правительство РФ дополнительные средства выделяет. Так школа стала стоить уже 736 млн.

Казалось бы, для всех должно быть понятным, что строительство такой школы в Кызыле не может стоить менее 736 млн. рублей, иначе требование «Бенконса» увеличить финансирование с 665 млн. рублей ещё на 71 млн. выглядит, мягко говоря, странным... Тут нужно выбирать: либо эти 71 млн. были излишними, и тогда можно смело говорить о воровстве «Бенконсом» 71 млн. рублей из бюджета республики, либо, соглашаясь на стоимость строительства такой же типовой школы за 573 млн. рублей, «Бенконс» строить её за такие деньги и не собирается. Соответственно в этом случае уместно применить к её руководству ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Как гласит данная статья, «Мошенничество, сопряжённое с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».

Разница в стоимости двух контрактов однотипных школ составила (736-573)=163 млн. рублей. Это притом, что с 2019 года все строительные материалы значительно подорожали. А металл так вообще почти втрое. Так, что увеличение затрат строителей составит только в связи с удорожанием металла целых 50 млн. рублей! Итого в итоге аукциона «Бенконс» взялся за строительство школы, если брать сопоставимые цены, на (163+50)=213 млн. рублей дешевле той стоимости, по которой строит первую школу. А в процентах это составляет (231 от 736) = 31%(!) То есть фактически ООО «Бенконс» согласился строить вторую школу за 69% её стоимости! Разве такое в жизни бывает? Неужели целесообразно ехать с Кавказа в Центр Азии, чтобы строить здесь себе в убыток? Невероятно!

Но я далёк от того, чтобы считать азербайджанцев филантропами. Ещё больше не верится в то, что там работают идиоты, не умеющие считать деньги. Однако вывод напрашивается сам собой: мы имеем дело с преступным сговором строителей и заказчика. Конечно же, за счёт бюджета республики, то есть за наш с вами счёт. Неужели такое возможно при новой власти? Пришлось тщательно разбираться.

Дело в том, что в нашей маленькой республике всё обо всех известно. Поэтому все быстро узнали, почему руководитель Минзакупок Шаравии «вдруг опомнился» продлил срок подачи документов на участие в аукционе. Как и предположили конкуренты, сделано это было исключительно в интересах гастарбайтеров «Бенконса», зато в ущерб нашим местным строителям. Не исключено, что министр Шаравии за это получил немалое вознаграждение, поскольку имеется перспектива угодить под 159 ст. УК РФ (мошенничество) или 286 ст.: «Превышение должностных полномочий, совершение лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства», которое «наказывается лишением свободы лишением свободы на срок до семи лет». Иначе он вряд ли решился бы на такое. Тем более, что в последнее время чиновников стали судить и сажать всё чаще. Реально просматривается тенденция, что этот процесс может значительно усилиться. Но, вероятно, обстоятельства сложились таким образом, что министры Шаравии и Хунай-оол не смогли удержаться. Видимо, ставка была так высока, что они решили напоследок сорвать куш. Таким образом, самое худшее свершилось – объект отошёл гастарбайтерам. Жулики нашли общий язык, и объект достался «тому, кому надо».

Почему так случилось? Дело в том, что правительство Ховалыга находится в стадии реорганизации. А министры госзакупок Шаравии и строительства Хунай-оол – креатуры Кара-оола, доставшиеся Ховалыгу по наследству, которое мы полагаем рассадником коррупции. Видимо, они сегодня и составляют ядро коррупции в правительстве Тувы, организовывающее согласованные тендеры и создающие условия для сбора откатов.

Но тут возникает другой вопрос, а как «Бенконс» собирается платить чиновникам откат за оказанную ими услугу, если подрядчик берётся строить объект за 69% его первоначальной сметной стоимости? С убытков, что ли? Получается какой-то театр абсурда. Однако это – только на первый взгляд. При всех строгостях наших законов законодательством РФ предусмотрены различные приёмы для относительно законного завышения стоимости строительства. Но при одном условии – если в этом заинтересованы чиновники. Если они уверены, что их хлопоты будут щедро оплачены. Знающие люди подсказали, что таким образом подрядчики идут на значительное снижение цены государственного контракта только тогда, когда у них имеется «железная» договорённость «с кем нужно» за определённый откат в ходе строительства значительно поднять цену контракта. На стадии аукциона такими, «кто нужен» вполне могут оказаться министр Госзакупок или министр строительства. Или оба вместе, так надёжнее, поскольку Минзакупок формирует госзаказ и документацию на аукцион, проводит его, а Минстрой потом занимается повышением цены строительства. То есть доводит ранее оговорённые деньги до подрядчика, который с них и рассчитывается «за услуги». При этом криминальная связь Минзакупок с подрядчиком должна быть длительной, порочной и доверительной. Судя по тому, как «Бенконсу» удалось «поднять» цену строительства школы ЛДО и по тому, как услужливо продлили срок проведения аукциона по второй школе, у него такая связь с министром Шаравии уже установилась. Не исключено, что с помощью денег, полученных на школе ЛДО сомнительным путём, Шаравии свою долю уже получил. Теперь, как можно предположить, очередь за министром Хунай-оолом, которому предстоит увеличить сметную стоимость строительства школы на ул. Бай-Хаакской с 573 млн. рублей как минимум до 736 млн. Иначе не на что будет строить школу и платить откаты.

Как выяснилось, уже имеются с виду вполне приличные причины для увеличения цены контракта: к примеру, заказчиком заказывается повторная государственная экспертиза, которая за определённую мзду «закрывает глаза» на очевидные нестыковки в новой смете, и цена взмывает туда, куда никто ранее и не смотрел. При этом обычно известно, на чьей стороне «играет» Минзакупок и кому потом поднимут цену. В нашем случае министр Шаравии по всей видимости играет на руку «Бенконса». А министру Хунай-оолу ещё придётся аванс отрабатывать в будущем.

Но, возвращаясь к самому аукциону, приходится констатировать: всем другим вероятным подрядчикам, не связанным криминальными связями с министрами Шаравии и Хунай-оолом, участвовать в спектакле под названием «электронный аукцион» нет никакого смысла, поскольку сметная стоимость строительства объектов и без того обычно нереальная для строительства. К примеру, аналогичные объекты в Туве, как правило, стоят меньше своих собратьев в Хакасии и Красноярском крае, поскольку наши чиновники традиционно слабы при защите коэффициентов удорожания строительства. Поэтому, кстати, строительство в Туве и находится в таком тупике. Так что наши чиновники очень нерасторопны, когда нужно в Москве доказывать стоимость квадратного метра жилья или другого объекта. Зато проявляют невиданную изворотливость, как в случае с описываемым аукционом по школе, в мошенническом увеличении цены строительства, если за это заплатят налом.

Кстати, аналогично этому случаю этот же Шаравии, только будучи в ранге замминистра, при содействии ООО «Ленд Строй» вздул цену при строительстве «Терапии» в Кызыле. Номер прошёл – министр Поляков, ссылаясь на пандемию, до сих пор не может завершить проверку ООО «Строительный холдинг Тезис» и посадить жуликов на скамью подсудимых. Так что теперь министр Шаравии подтасовывает условия проведения аукциона в интересах гастарбайтеров с открытым забралом. За время работы с Кара-оолом, судя по всему, он так поднаторел в организации фиктивных аукционов, что его сейчас и заменить-то некем. Авантюрист высшей марки! На него явно можно положиться, если есть желание по лёгкому срубить бабла, исчисляемого десятками и сотнями миллионов рублей.

Впрочем, цыплят по осени считают. Возьмём строительство этой школы под журналистский контроль для того, чтобы «Бенконсу» пришлось построить школу за те 573 млн. вместо 736 млн. рублей, на которые рассчитывали. Мошенников нужно бить по рукам. С махинациями в строительстве нужно заканчивать. Самый простой способ наказать и хозяев «Бенконса», и министров Шаравии и Хунай-оола – это отправить министров в отставку. Тогда всем сомнительным договорённостям подрядчиков с чиновниками придёт конец. Они уже будут не в состоянии за спиной главы В.Ховалыга проворачивать свои схемы и наживаться. А мы постараемся этому посодействовать. Вспомним известную поговорку героя Жеглова: «Вор должен сидеть в тюрьме». Будем надеяться, что наши мошенники на этой сделке «проколются» и сядут. Строителям примерят мошенничество, а министрам – превышение. И честные люди будут довольны.

Я ещё вернусь к этой теме.

Кондрат Пчёлкин