Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_9422.html
№18 за 11 мая 2021 года

Странный приговор: Честный главврач в окружении преступников

Странный приговор: Честный главврач в окружении преступников

Ни для кого, наверное, не является секретом, что в бюджетных учреждениях Тувы практикуется выдача различных премий «доверенным лицам» из числа сотрудников, которые затем возвращаются начальству. Трудно назвать такие конторы, где этим не занимаются. Делают это под разными предлогами. То говорят, что нужно скинуться кому-то на юбилей или свадьбу, то уверяют, что деньги необходимы для оплаты начальником каких-то штрафов, то объясняют нуждой отправить деньги в вышестоящую организацию. А чаще всего вообще не объясняют, зачем и кому понадобились наличные безучётные деньги. Надо сказать, такие сборы халявных с виду денег через рядовых сотрудников учреждений уже вошли в моду и не вызывают протестов у работников, которых используют начальники. Все понимают: откажись – и ты завтра окажешься за воротами учреждения. Бюджетные деньги давно воспринимаются как манна небесная. В Туве укоренилось понимание того, что ни один начальник не захочет держать у себя строптивого работника. Желающих занять твоё место – пруд пруди. И повод уволить непонятливого работника всегда найдётся в нашем феодальном регионе. В противном случае начальнику придётся либо сворачивать свою «предпринимательскую деятельность», либо сидеть, трястись и ждать, когда подчинённые его сдадут и за ним придут люди в погонах. При этом криминальная цепочка тянется от простого работника какого-то учреждения на самый верх – в министерства, правительство Тувы и даже, может быть, до самого губернатора.

Однако у наших следователей и прокуроров никогда не хватало духа дойти до конца этой цепочки и посадить на скамью подсудимых большого жирного начальника. Ну не председателя правительства, а хотя бы министра. Ну, даже и если не министра, то какого-нибудь главного врача или директора школы. Нет. Ловят «мелочь» и отчитываются «наверх» – мол, количество пойманных коррупционеров растёт, контора пишет, наполняемость мест отбытия наказания нормативная. В лучшем случае вменяют халатность или превышение должностных полномочий. Но не мошенничество. А потом удивляются: почему коррупция растёт? Мы же с нею боремся!

Попробуем объяснить на конкретном примере, что происходит на самом деле.

Судья Улуг-Хемского районного суда Ч.Ч. Монге-Далай рассмотрела и вынесла 15 февраля 2021 года приговор по уголовному делу №1-1/2021 в отношении ряда работников ГБУЗ РТ «Улуг-Хемский ММЦ». Проще говоря – районной больницы. Биче-оол Ч.К., Чадамба А.К., Байлакай А.В., Тулуш В.В., Ховалыг А.С., Суктер Э.Э., Куулар Д.Д. и Доолай А.К. получили сроки отбывания в колонии общего режима от 3 до 4 лет. С них взыскано в солидарном порядке 23 236 606,44 руб. и судебные издержки. На принадлежащее им небогатое имущество наложен арест. Суть инкриминируемого им преступления состояла в том, что они почти три года оформляли различные фиктивные доплаты работникам ГБУЗ РТ «Улуг-Хемский ММЦ» и по их банковским картам получали в банке наличные деньги, объясняя это тем, что у больницы имеются непредвиденные расходы, которые нужно оплачивать. Работники, как водится, подчинялись безропотно. В ходе следствия и на суде участники криминального сбора средств на несуществующие нужды больницы дали показания, что деньги собирались по распоряжению главного врача больницы и им же расходовались. Главный врач на следствии и в суде категорично и гневно отказался от грязной клеветы в свой адрес и возможность своего участия в преступлении. Поэтому он остался в стороне, а его подчинённые получили сроки и гражданский иск на 23 236 606,44 руб.

Но давайте разберёмся в этом не совсем простом деле. Хищения десятков миллионов бюджетных средств длились почти три года. Но руководитель больнички странным образом не замечал, что у него под носом регулярно, по 3-4 раза в месяц незаконно начисляют и крадут огромные деньги. Не странно ли? При этом он сам живёт явно не по средствам, в то время как у подсудимых никаких сбережений или солидного имущества обнаружено не было. Мало того: когда их привлекли к уголовной ответственности, у них даже не оказалось средств на адвокатов, и они были вынуждены воспользоваться адвокатами по назначению... Это уже наводит на мысль, что тут что-то не так – финансовые преступления всегда оставляют следы и позволяют сколачивать состояния. А тут их нет. Богачом оказался только руководитель, но ему следствие выдало индульгенцию, а прокурор возражать почему-то не стал...

Как такое возможно? Неужели Биче-оол Ч.К., Чадамба А.К., Байлакай А.В., Тулуш В.В., Ховалыг А.С., Суктер Э.Э., Куулар Д.Д. и Доолай А.К. врали, заявляя, что действовали по указанию главного врача, назначая незаслуженные премии работникам бухгалтерии и прочим? Причём, малую часть они оставляли себе, а основную передавали главному врачу. К примеру, в деле есть показания одной из подсудимых, что в начале 2013 года главврач вызвал её к себе и сказал, что на него как физическое лицо назначили штраф, что его нужно выплатить. К тому же впереди мероприятие районного масштаба, на которое нужны средства, да и ремонт нужно сделать, а то высокопоставленные чиновники приедут и укажут, что нужно будет подтянуть всё, что будут премировать и нужно переговорить с бухгалтерией, что какую-то часть от премий оставить себе, а остальную часть передать ему. Именно он успокоил, что с отделом кадров и с заместителями «он сам переговорит». Перед тем, как перечислить деньги, главный врач требовал, чтобы она составила ведомость, и около фамилий карандашом указывал – кому сколько, кто, сколько будет ему передавать. Так и началось: с её слов, она выполняла его указания, начисляла премии, обналичивала и несла деньги главврачу. Указания главного врача исполнялись беспрекословно.

Но главного врача почему-то не оказалось среди осуждённых. Хотя, если даже предположить, что хищения организовывал не он (и кто же ещё мог это проворачивать почти три года?), а он всего лишь недосмотрел, то халатность в его деянии всё равно очевидна. И это – главная загадка уголовного дела. Ну, действительно, как может честный начальник руководить коллективом, состоящим сплошь и рядом из одних преступников? И при этом не знать, чем они занимались.

Думается, разгадка этого феномена не представит труда, если назвать фамилию этого «честного руководителя больницы». Им во время рассматриваемого судом периода деятельности предполагаемой преступной группы являлся не безызвестный гражданин Р.М. Чудаан-оол. Это родной брат другого Чудаан-оола – бывшего руководителя СУ СК по Республике Тыва, зампреда правительства Тувы и в настоящее время вновь пристроенного в Генеральную прокуратуру. Думается, именно из-за своего брата Чудаан-оол Р.М. оказался таким «честным» и неприкасаемым. Хотя для всех очевидно его участие в преступлении. Однако следствие в его действиях ничего не нашло, а прокурор смело подписал обвинительное заключение, в котором про главного врача больницы не сказано ни слова.

А что суд? Судья Ч.Ч. Монге-Далай почему-то пришла к выводу, что приведённые стороной защиты доводы об оказании на подсудимых давления со стороны сотрудников правоохранительных органов и дачу показаний под диктовку следователя являются всего лишь способом защиты подсудимых и желанием избежать уголовной ответственности. А кроме того, довод стороны защиты о не привлечении к уголовной ответственности других лиц при рассмотрении уголовного дела суд признаёт не состоятельным, поскольку судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению. То есть, фактически, суд им сказал: вашего Чудаан-оола в обвинительном заключении нет. Так что, до свидания – идите отбывать свои сроки.

Справедливости ради следует признать, что судья Ч.Ч. Монге-Далай возвращала уголовное дело прокурору. Может быть, надеялась, что оно вернётся в суд уже с обвиняемым гл. врачом Чудаан-оолом. Может быть... Но прокурор обжаловал её определение, и оно снова вернулось в суд в том же уродливом виде без главного обвиняемого.

Вот вам наглядная картина того, как в Туве правоохранители борются с коррупционерами, расхищающими бюджетные деньги. Интересно, не правда ли?

Наш корр.