Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_9223.html
№4 за 2 февраля 2021 года

Геронтократия против педократии

Геронтократия против педократии

Практически во всех сказках народов мира сюжет крутится вокруг сил добра, которые борются с каким-нибудь абсолютным злом. Как правило, стоит только герою сказания победить тёмного властелина, тут же неизбежно наступает всеобщее благоденствие и счастье. Но в реальности всё происходит немного по другому сценарию. Жизнь с приходом нового «светлого» повелителя меняется для остального населения не сильно – меняются только некоторые понятия и персоналии «наверху». Как говорится, кто победил, тот теперь и будет «добром»! Почему? Просто для кардинального изменения образа жизни, или проще говоря, революции, недостаточно простой замены лица во главе государства – нужно, чтобы и само общество созрело до изменений.

Почему после ареста Алексея Навального и выпущенного им фильма про роскошную жизнь Путина в России 23 января не произошло революции и смены власти? Сравнивая с прошлыми акциями протеста, вышло не так уж и мало народу, но этого количества даже близко не хватило бы для каких-то серьёзных потрясений. Как сказал кто-то из политологов, Навальный опередил своё время. Наше общество ещё не доросло до того уровня самосознания, который пытается навязать стране Навальный.

В России коррупция исторически считается нормой, а воровство – как бы не совсем преступлением. Кто не тащил с работы что-нибудь для домашнего хозяйства? Кто не приписывал командировочные? В России целые классы коррумпированы насквозь: учителя получают подарки, врачи – оплату «в карман», чиновники не прожили бы без взяток. Когда Навальный пытается бороться с коррупцией, подавляющее большинство населения считает это посягательством на фундамент «традиционного уклада жизни». Да, кстати, мало кто верит, что он это делает всерьёз. Поэтому Навальный воспринимается не столько борцом с властью, сколько кандидатом на место во власти. И его разоблачения воспринимаются не как борьба добра со злом, а как зависть скандалиста, «которому больше всех надо».

Так что считать Владимира Путина источником всех бед России было бы неправильно. Но и нельзя сказать, что он – обычный болванчик для ширмы, от которого у нас в стране вообще ничего не зависит. Всё-таки правитель России, имеющий абсолютную, ничем не ограниченную власть – это совсем не то же самое, что, к примеру, президент США, скованный по рукам и ногам сильными институтами других ветвей власти. Царь (генсек, президент) России, как рулевой, может направить в нужную сторону наш государственный корабль. Но одни правители (реформаторы) выбирают путь против или поперёк течения и пытаются найти более выгодный для страны путь, даже если немалая часть населения этим недовольна. А другие (консерваторы) выбирают путь наименьшего сопротивления – плыть по течению, потакая сложившимся устоям народа.

Путин выбрал путь слабого правителя – «по течению». Он использует в своих речах слова о величии России, рассказывает о распаде СССР, как «геополитической катастрофе», обещает поднять страну с колен, вернуть былые славу и мощь. Сегодня, по итогам его 20-летнего правления, уже становится ясным, что все его обещания – пустой звук. А реальность, вот она: самый большой в мире дворец с личным казино, комнатой игрушечных машинок, аквадискотекой, кальянной с шестом для стриптиза и прочими радостями беззаботного султана. А за стенами этого дворца – нищета, разруха и трубопроводы, перекачивающие ресурсы умирающей страны за границу.

Контраст между этим кричащим богатством и прогрессирующей бедностью остальной части России и есть тот раздражающий фактор, который, скорее всего, станет началом конца правления Путина. От народной любви до ненависти – один шаг. Как из добродушного и чудаковатого «Батьки» Лукашенко за один день превратился в кровавого узурпатора, так и Путин из бескомпромиссного «борца с олигархами» очень скоро превратится в жалкого дедушку, вцепившегося в золотой унитаз.

Возвращаясь к началу статьи, где говорилось о созревании общества к переменам, нужно отметить, что Путин и его окружение сделали основой собственной легитимности людей своего поколения и старше. Родившиеся в СССР, воспитанные в СССР, сделавшие карьеру в СССР. И во власти сейчас находятся люди 60+, молодёжи среди них практически нет, а те, что есть, не имеют чётких жизненных позиций. Как сказал бы наш президент, это люди с пониженной социальной ответственностью. Им без разницы, кому служить: Путин – так Путин, Навальный – значит, Навальный.

Российская власть использует в своей пропаганде советские штампы, постоянно вспоминает достижения и победы далёкого прошлого страны, которой уже 30 лет как нет. Да, чтобы держать население на наркотической игле славного советского прошлого, используя телевизор, большого ума не требуется, нужно только поддерживать уже внедрённые с рождения советские установки. Но они упустили одну важную деталь. Власти не предложили никакого варианта будущего для подрастающих поколений, молодёжь просто не вписалась в картину Великого Прошлого. За время правления Путина выросла уже пара поколений, не видевших своими глазами коммунизма, но зато отлично вжившихся в новую информационную интернет-эпоху. На сегодня в России возник уже не просто традиционный конфликт «отцов и детей», а натуральная пропасть между разными мирами, говорящими на разных языках. Одни, которых становится все меньше, живут телевизором, наполненным советским содержимым, другие – всемирной интернет-паутиной, где есть темы гораздо интереснее.

Провластная геронтократия вдруг остро почувствовала, кто есть их враги на самом деле. И, как ни странно, это не «иностранные агенты», не «пятая колонна», и даже не солдаты НАТО, которые, как известно из телевизора, только спят и видят, как бы захватить наши хрущёвки и дачи в шесть соток. Это наши собственные дети. За несколько дней до всероссийской акции 23 января, наверное, впервые в жизни нашей страны телевизор истерично завопил на всех каналах, об опасности «незаконных» выступлений. С центральных каналов страны обрюзгшие тётки и дядьки с выпученными испуганными глазами призывали родителей остановить своих детей. Рассказывали про каких-то «политических педофилов», которые хотят чуть ли не живьём съесть маленьких неразумных детишек. Они яростно предостерегали об опасностях, поджидающих их на улицах.

И кто же там, на улицах, поджидал беззащитных детишек на самом деле? Что за безликие каратели, скрывшие свои лица «запотевшим» забралом, в чёрной бронированной униформе с дубинами и щитами колотили безоружных граждан, вышедших на мирные акции протеста по всей стране? И почему сердобольные головы с телеэкранов обращались к родителям, а не призывали полицаев не дубасить детей на улицах, не бить тяжёлыми берцами женщин в живот?

Практически открытым текстом в головы телезрителей вбивали одну мысль: «Дети – враги! Остановите их! Посадите на цепь! Накажите их! Иначе мы сами их накажем, а потом и вас самих за неисполнение родительских обязанностей!» Похоже, у большинства наших сограждан всё-таки любовь к собственным детям пересиливает веру в телевизор. Потому что, несмотря на вопли о вовлечении детей в незаконные протесты «политических педофилов», в акциях приняло участие не так уж и много несовершеннолетних – менее 10 процентов. Вместо них пришли их родители, оставив детей дома. И это правильно: не нужно детям торопиться заниматься политикой, успеют ещё. Как раз к 24-му году, когда наш обнулённый президент пойдёт на очередной срок, большинство из них достигнет совершеннолетия и смогут вполне законно выразить своё отношение к ситуации в стране. А вся эта телевизионная истерика о вовлечении детей в политику привела только к ещё большей узнаваемости Алексея Навального.

Так что общество меняется, «созревает» до готовности к переменам. Пусть и не так быстро, как хотелось бы активным сторонникам Навального. Против сегодняшней власти играют не только «навальнисты», но само время и даже коронавирус, с которым наши чиновники успешно борются только в фальшивых отчётах. Именно он продолжает активно убивать в основном пожилое население, среди которого и содержится максимальный процент сторонников Путина.

Захватившие власть клептократы не сумели за 20 лет создать государство, в котором хотели бы жить молодые люди. И теперь им пора пожать посеянное. В истории нашей страны уже был подобный период, когда большевики сделали ставку на молодёжь. Они сумели привлечь чуть ли не весь мир мечтой о светлом будущем. И коммунисты тогда победили, пусть позднее идея построения коммунизма и оказалась ещё одной несбыточной утопией.

Ещё одна аналогия с большевиками: это отношение тогдашних властей к ним и сегодняшних властей – к активистам штабов Навального. Не давая возможности для легальной деятельности, загоняя в подполье, беззаконно арестовывая, убивая оппозиционеров, дуболомы в погонах сами выращивают себе будущих палачей. Вспомните, каким образом большевики отомстили своим обидчикам, когда дорвались до власти. Сколько крови пролилось в результате. Чем это обернулось для царской семьи и её защитников. Похоже, история, которой так грезят наследники ВЧК-НКВД-КГБ, ничему не учит. Они не думают, что маятник может качнуться обратно, и всё беззаконие, что они творят сегодня, как тогда царские жандармы, завтра вернётся им же сторицей. И остальное население будет наблюдать за расправой над садистами в погонах с удовлетворением и одобрением. А то и окажет посильную помощь с традиционными «перегибами на местах».

«в Туве Навального не поддержал ни один человек»

Что же касается Тувы, то здесь, можно сказать, настоящий «островок стабильности», больше напоминающий застойное болото. Если в целом по России имеется процентов 15 населения, готового к протестам, то в Туве пока не набирается и одного. Как радостно сообщили провластные журналисты, «в Туве Навального не поддержал ни один человек». Один-то, правда, поддержал – но в этом ли дело? Чтобы побороть власть без террора, нужен как минимум тройной перевес сил в пользу недовольных. Поэтому ситуация в Туве больше напоминает летаргический сон, когда значительная часть населения (тем или иным образом зависимая от бюджета) недовольна, но не понимает, как противостоять злу, чтобы не навредить себе и своим близким, и за кем идти. В дремучем средневековье, где воля начальника – закон, а большинство людей работают в бюджетных организациях, трудно ожидать другого результата.

Но и считать при этом, что население поддерживает власть, было бы неверно и даже наивно. Случись что с Кара-оолом, как с Фургалом в Хабаровске, в его поддержку не выйдут даже собственные дети. Это сегодня он с виду большой начальник, и окружение усердно лижет ему задницу, а завтра те же лизоблюды первыми с тем же усердием начнут рвать эту задницу зубами, в надежде угодить следующему господину.

Что-то подобное случилось в конце сентября, когда он вернулся из Москвы, собрал своё ближайшее окружение и с грустью сообщил им, что Старшой, видимо, сошёл с ума и отказал ему в поддержке. Говорят, когда Шойгу узнал об этом, он распорядился, чтобы Карлика к нему больше не подпускали. Вот и сейчас он пробыл в Москве более 10 дней, но высочайшей аудиенции удостоен не был. А кто он без Героя? Правильно – пустое место. И на первые позиции уже выдвигаются Ховалыг, Дирчин и Кандан. Видимо, именно кто-то из этого списка будет удостоен чести служить Шойгу в должности Главы республики после отставки Кара-оола.

Но последнее слово всё равно за Администрацией Президента. А там из-за проблем с Навальным сильно «штормит». Фильм Навального «Дворец Путина» буквально поставил страну «на уши». Теперь в регионах нужны ставленники Центра с навыками не столько бандитизма и воровства, сколько умения ладить с элитами и чувствовать меру в воровстве. С этой точки зрения больше шансов получить поддержку Кремля, пожалуй, у Ховалыга. Хотя для Шойгу более приемлема кандидатура силовика, который должен первым делом калёным железом выжигать оппозиционность. И если победит линия на конфронтацию, грабёж бюджета и подавление свобод, то шансов на выдвижение будет больше у силовиков.

Но это – московская позиция. В Туве во внутриполитической движухе расклады иные. Здесь имеются два открытых оппонента Шолбану Кара-оолу – Василий Оюн и Андриан Ооржак. В правительстве Тувы по отношению к обоим персоналиям созданы штабы по их сдерживанию. Андрианом занимается лично Карлик через Аяса Оюна, а координацию противодействию Василию осуществляет прокурор Боровков. Пока об их успехах на этих фронтах ничего неизвестно. Ничего не сумели отобрать из собственности, никого не посадили. И даже судебные процессы пока движутся в сторону, противную правительству, хотя, похоже, Боровков в борьбе с агрохолдингом В.Оюна перешёл все мыслимые рамки. Впрочем, и Оюн тоже не сидит, сложа руки. Благодаря ему Боровкова уже второй раз на День прокуратуры «кинули» со второй генеральской звездой. Сейчас идут консультации по его замене. Видимо, как только будет решён вопрос с заменой Кара-оола, в республике сменятся и прокурор, и министр внутренних дел. С ними республику покинет и большая часть тех, кого они привезли. И заедет новая команда силовиков, которая будет решать новые задачи. А те, кто сегодня помогает Карлику обогащаться, в том числе из ближайшего окружения, выстроятся в очередь перед зданием ФСБ, желая дать на него показания.

Нам остаётся только наблюдать за разворачивающейся битвой старости и молодости в Москве и надеяться, что при смене власти в Кремле новый «наместник» республики будет больше думать о благе всего народа, а вся та продвинутая тувинская молодёжь, сбежавшая из республики от безнадёги и разрухи, захочет вернуться и помочь возродить из руин родную землю.

О. Шын