Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_9084.html
№45 за 17 ноября 2020 года

Тувинская мафия – это клан или организованное преступное сообщество?

Тувинская мафия – это клан или организованное преступное сообщество?

Любая власть старается преподнести себя с положительной стороны. Это заложено в её природе. Тем более, что делает это она за народные деньги. Но сейчас, в век властвования Интернета, значение пиара многократно выросло. И подчас пиар заменяет реальные дела, которые государство обязано делать в интересах общества. И чем хуже, непрофессиональнее и вороватее власть, тем больше сил и энергии она прикладывает для представления себя в обществе. Самый простой пример грамотного применения пиара – наш замечательный земляк Сергей Шойгу. Не будучи профессиональным спасателем, он с помощью СМИ сформировал облик «эффективного менеджера» и «ехал» на этом 18 лет. Затем, не имея никакого военного образования и ни дня не служив в армии, он также с помощью журналистов ежедневно создаёт из себя образ умелого полководца.

Видимо, этот урок «старшого» показался соблазнительным и для Главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола. За 13 лет он снискал себе славу коррумпированного бестолкового руководителя, окружившего себя жуликами, проходимцами и негодяями, которые при попустительстве продажных руководителей местных прокуратуры и МВД успешно разворовывают республиканский бюджет. Объективные показатели неопровержимо показывают, что 13 лет руководства республикой со стороны Шолбана Кара-оола привели республику к самой высокой бедности в стране, высочайшей преступности, в том числе чиновной, деградации культуры народа и потере доверия к власти в связи с тотальной фальсификацией на выборах.

Но деятельность руководителя региона, к сожалению, определяется не объективными показателями, в том числе государственной статистики, а «мнением начальства», где слово министра обороны страны перевешивает любые объективные показатели. А для Шойгу сохранение вороватого, бестолкового, беспринципного и потерявшего доверие народа Кара-оола, видимо, превратилось в показатель его позиций перед президентом Путиным. Он никак не даёт согласия на замену проштрафившегося губернатора.

Однако в Администрации Президента явно недовольны работой правительства Тувы и требуют решения конкретных проблем республики. Среди первоочередных – изменение унизительного положения лиц нетитульной нации, борьба с клановостью, коррупцией, сращиванием власти с оргпреступностью, решение проблемы бедности, отпор сепаратизму и другое. Кара-оол вынужден на эти требования реагировать. По крайней мере, если не практическими делами, то соответствующим пиаром. На прошлой неделе он весьма опрометчиво и даже глупо подставился, высказавшись по русскому вопросу. Думаю, большего дурака он свалять вряд ли мог. Вообще-то, главным советником по положению дел русских в республике у него является Бичелдей. Умный, хитрый, изворотливый враг русских. Но то, как Кара-оол «начудил» по русскому вопросу, легко понять, что на этот раз он не советовался даже с этим воинствующим общепризнанным националистом республики. Потому что Бичелдей такой глупости предложить не мог. Для этого нужно быть не только врагом русских, но и ненавидеть самого Кара-оола и желать его подставить перед федеральными органами.

Но хватит об этом. Думаю, многие прочитали статью «Шолбан Кара-оол попал впросак с русским вопросом» в предыдущем номере газете, почитали обидные для власти отклики на сайте газеты и имеют об этом своё мнение.

Не остановившись на проблеме русских, республиканская власть решила пресечь общее мнение населения о том, что в Туве получила своё развитие клановость, которая подменяет социальные лифты и препятствует оздоровлению власти. На этот раз Шолбан Кара-оол не решился лично организовывать дискуссию на эту тему и поручил это своей пресс-службе. И она под руководством А.Чадамба наспех «состряпала» видеоролик «Родство и клановость в тувинской политике», который, судя по всему, должен был всем показать, что при Шолбане Кара-ооле никакой клановости в Туве нет и быть не может. А вот при прежней власти Шериг-оола Ооржака эта самая клановость как раз и развилась до таких уродливых размеров, что даже сейчас, спустя 13 лет, Кара-оолу трудно с ней бороться. Признаться, более неудачного способа оправдаться представить себе трудно, учитывая, что отсутствие коррупции в Туве авторы ролика решили продемонстрировать на примере продвижения на ключевую должность председателя правительства Тувы мэра Кызыла Карима Сагаан-оола.

Главным посылом в этом послании обществу авторы сделали толкование, что родство и клановость – одно и то же. Клановость всегда развивается на почве родства. На самом деле всё обстоит совсем не так. В соответствии со словарём Даля толкование клановости не только и не столько в родстве. И вообще «клановость» это не обязательно синоним «преступности». Клан по словарю Ожегова в общепринятом понимании – это «замкнутая группировка людей, объединённых хозяйственными и общественными узами». И это может быть как хорошо, так и плохо, в зависимости от того, какие цели этот клан преследует. К примеру, в советское время академиком С.Королёвым был создан крепкий «космический клан», который вывел СССР в лидеры космонавтики. Весь огромный коллектив, работающий по космической программе, представлял собой единую огромную семью из людей разных национальностей, фанатично охваченной идеей Циолковского по освоению космоса. Да, порой в нём учёные и инженеры работали целыми семьями. Да, многие из них мечтали получить государственные награды и звания. Но там не было коррупции. Люди не помышляли о том, как бы поживиться за казённый счёт. Так же можно назвать клановыми политические партии вождистского типа. Была такая партия в фашистской Германии. Есть такая партия и в современной России. Но если целью политической или общественной структуры является приход во власть демократическим путём, если в ней отсутствуют коррупция и круговая порука, то ничего зазорного в такой «клановости» нет. Так что формирование кланов из людей, «объединённых хозяйственными и общественными узами» само по себе не несёт негативной составляющей.

Но в соответствии со словарём Ожегова есть и другое толкование «клановости», которое, по моему мнению, больше подходит к современной Туве. Оно звучит так: «Клан – мафиозная группировка, связанных тесными отношениями на подобие семейных». Более того: «замкнутая группировка людей, считающих себя избранными, лучшими». Вот об этом мы сейчас и поговорим.

В видеосюжете авторы делают упор на предложение Шолбана Кара-оола о разделении должностей Главы республики и Главы правительства с назначением на второй должности мэра Кызыла Карима Сагаан-оола. При этом первая должность должна остаться за самим Кара-оолом. Как известно, это предложение вызвало волну недовольства в республике. Оно сводилось к тому, что этот претендент известен как приближённый Кара-оола, которого тот передвигает с одной должности на другую, где тот обязательно всё проваливает. Однако Кара-оол с упорством, достойным лучшего применения, толкает Карима на чиновные высоты. И люди вполне обоснованно считают Сагаан-оола членом клана Кара-оола.

Но авторы видеоролика оставили в стороне отсутствие у претендента на высокую государственную должность необходимых для исполнения обязанностей личных объективных данных, таких как образование, объём знаний, успехи на предыдущей должности, честность, умение создавать работоспособный коллектив, неприятие коррупции, отсутствие желания воровать. Они решили сделать упор на том, что тот, якобы, не является близким родственником Шолбана Кара-оола, поэтому достоин должности Главы правительства. Конечно, очень глупый непрофессиональный подход к серьёзному вопросу.

Но тут что важно? Самое главное – по какому принципу и с какой целью тот или иной субъект выдвигается на высокую должность. Если профессионал и честный человек назначается для того, чтобы приносить обществу пользу – это одно. И тут совсем не важно, родственник он или нет. Главное – общественная польза назначения. А если оно делается из принципа, что среди «своих» легче и безопаснее воровать, то уже совсем не важно, родственник он или нет. Да, вне всяких сомнений, А.Дамба-Хуурак Кара-оолу не родня. И А.Брокерт – тем более. И Килижеков не был роднёй. И Иргит. И Ултургашев, и его предшественник Б.Ондар никакой роднёй Кара-оолу не приходятся. И мастер фальсификаций избирательных документов О.Фортуна официально с Кара-оолом родственными узами не связан. Впрочем, как и К.Бичелдей. Но кто-нибудь может взять на себя ответственность заявить, что все они – профессионалы, должности свои получили для добросовестного исполнения своих должностных обязанностей во имя процветания республики, а не в целях личного обогащения? Думаю, ни один порядочный человек под этим не подпишется. А если вдруг и подпишется кто-то, то я его спрошу: скажите, а свою судимость Бичелдей на должности министра образования заработал на ниве служения общественным интересам, да? И как он им следовал, когда обворовывал детишек республики? И скажите, а за что этот уголовник после приобретения судимости получил должность директора государственного музея? Так он состоит в клане Кара-оола или не состоит? А если состоит, то по какому признаку этот клан образован – родства или мафиозности?

Или ответьте на другой вопрос: а по какому признаку Шолбан-оол Иргит был отобран Кара-оолом в первые заместители Главы правительства, который на поверку оказался матёрым жуликом и прохвостом? Он к этой правительственной мафии отношение имеет?

Но самый, наверное, яркий пример мафиозности построения власти в Туве – это передвижение по чиновным кабинетам бывшего прокурора Тувы с подмоченной репутацией Анатолия Партизановича Дамба-Хуурака. Ещё в бытность свою прокурором он прославился потерей в бане своего служебного табельного оружия – пистолета. Затем он был обнаружен у члена ОПГ и обменен на уголовное дело, возбуждённое в отношении членов водочной мафии. Тогда многие матёрые преступники вышли на волю. Затем его освободили от должности и ненадолго забрали в Москву в Академию Генпрокуратуры. Там, говорят, он отличился тем, что якобы в нетрезвом виде почти голым бегал с оружием по коридорам академического общежития. После этого его по-тихому вернули в Туву, где он и пристроился подле Кара-оола. А как только Кара-оол стал премьером, Дамба-Хуурак получил должность заместителя председателя правительства… по социальным вопросам! Ну можете представить, где прокуратура, а где «социальные вопросы». Впрочем, в это время ему удаётся прикупить здание Швейной фабрики за смешную цену в 5 млн. рублей, что составляла менее 2% её стоимости и затем перепродать её часть за 50 млн. рублей, не заплатив ни копейки налогов. Мало того: затем бывший прокурор назначается на должность – вы не поверите – министра здравоохранения! То, что они с Кара-оолом натворили в тувинской медицине, все узнали в период борьбы с коронавирусом. Фактически в это время тувинская медицина была обезглавлена. Многие врачи уехали из республики. Больницы массово закрывались. В общем, за относительно короткий срок Кара-оол и Дамба-Хуурак совершили невозможное – довели здравоохранение региона до неподдающегося здравому смыслу уровня.

Но и дальнейшие перебежки бывшего прокурора по кабинетам не могут не удивлять. Сейчас бывший прокурор возглавляет Общественную палату республики. Мало того, недавно он получил ещё одно назначение – директора Тувинского института гуманитарных исследований при Правительстве РТ. Замечу, что теперь он приступил к реформированию научного заведения, в котором работают 45 научных сотрудников, в их числе 6 докторов и 27 кандидатов наук. Коллектив от него просто в шоке. Ничего не соображая в науке, он собирается кастрировать действующие направления научных исследований и перепрофилировать институт на изучение экономических наук. В общем, по-видимому, с институтом случится история, подобная той, что произошла с медициной.

Впрочем, в данном случае важно другое: зачем, с какой общественной надобностью Шолбан Кара-оол передвигает с одной совсем не подходящей должности на другую ещё более неподходящую должность этого деятеля? Ну, скажите, какая обществу польза от разрушения медицины и гуманитарной науки? Ответ очевиден, если представить, что Дамба-Хуурак – член мафиозного клана Кара-оола. И играет в нём определённую заранее оговорённую роль. Но к общественным интересам это никакого отношения не имеет.

Больше того, скажу я вам, уважаемые читатели, членами мафиозного клана могут быть и даже не те, кого назначает Глава республики. Среди них вполне могут быть умные профессионалы. К примеру, не он назначил прокурора Тувы Боровкова и министра внутренних дел Полякова. Но скажите, Вы не считаете, что они – тоже члены мафиозного клана Кара-оола? А если нет, то с какого перепугу Боровков в суде отзывает иск о взыскании десятков миллионов с ООО «Энергострой», полученных по сговору с Главой правительства по договору, признанному этим же судом недействительным? А Поляков, ссылаясь на пандемию, отказывается привлекать к уголовной ответственности руководство ООО «Строительный холдинг «Тезис», ООО «Ленд Строй» и ГКУ РТ «Госстройзаказ», хотя результаты официальной проверки Казначейства, уличающие их, на руках?

Но все перечисленные руководители разного уровня – это только вершина айсберга. Мафиозный клан – это вам не клуб по интересам. Похоже, за 13 лет Шолбан Каора-оол при попустительстве правоохранительных органов и покровительстве Сергея Шойгу в республике создал дружный слаженный коллектив, способный украсть любые деньги тувинского бюджета. В нём задействованы десятки тысяч людей, в случае чего согласных пойти на любое преступление по приказу «сверху» ради похвалы начальства, карьерного роста и личной выгоды. В принципе в Туве могут существовать два вида кланов: семейный и мафиозный. Но для создания семейного необходим сильный род. Таких в Туве несколько: монгушей, оюнов, ондаров, салчаков, маады. За Кара-оолом никакого сильного рода нет – так сложилось исторически. Вот он, видимо, и пошёл по мафиозному пути. Но это весьма сплочённое под присмотром Шойгу сообщество сейчас насторожилось. А вдруг Кара-оола турнут с должности? Что с ними всеми будет? А судя по обстановке в республике, по реакции Кремля на инициативы Кара-оола по разделению должностей и назначению председателем правительства Сагаан-оола перспективы у Кара-оола весьма проблематичные. И может так случиться, что Глава клана уедет, а все остальные останутся на съедение тем, кто придёт к власти завтра.

Как правило, смене Главы региона предшествуют замены начальника УФСБ, прокурора и министра внутренних дел. А судят бывших губернаторов за коррупцию в Москве. И как Вам такая перспектива? Мафия ликует? Да нет, судорожно ищет оправдание своим действиям. Вот установили, что русским в Туве живётся комфортно и весело. Что в республике искоренена клановость. Осталось разобраться с бедностью, коррупцией и развалом экономики – и можно смело двигаться в рай!

До встречи.

Кондрат Пчёлкин