Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_8847.html
№28 за 21 июля 2020 года

Популярно о наболевшем

Дальний Восток удаляется от Москвы

Дальний Восток удаляется от Москвы

На события в Хабаровске смотрю через призму тувинских реалий. Главный вопрос: губернатор – убийца или не убийца? Известно, что Фургал имеет грамоту от Грызлова за законотворческую деятельность, возглавлял Дальневосточный филиал Госэкспертизы проектов МЧС России, был краевым депутатом, трижды – депутатом Госдумы. Баллотировался в губернаторы Хабаровского края в 2013 году. Со второго захода в 2018 году стал губернатором, победив жулика-единоросса и набрав 70% голосов. Вывод напрашивается сам собой: если преступник так долго находится у власти, это означает, что либо власть всё это время была в сговоре с убийцей, либо криминальная составляющая «притянута за уши». Чего-то ждали 16 лет, а потом спохватились и предъявили обвинение в убийствах...

Давно взаимодействую с правоохранительными органами и имею в этой части некоторый опыт. Знаю: за реальные преступления сажают редко. И только по большой нужде. В основном преследуют по заказам. А обычно коррупционеры, мошенники и убийцы чувствуют себя вполне комфортно. И прокуроры им не помеха. Далеко за примером ходить не надо.

Мошенники из правительства Тувы для того, чтобы обойти конкурсные процедуры при заключении госконтрактов на строительство, придумали раздавать объекты по заведомо незаконным неким Концессионным Соглашениям (КС). Мы понимаем, что когда контракты раздаются без аукционов или по заранее срежиссированным аукционам, в которых отсутствует конкуренция, то имеем дело с коррупцией и возвратным движением денег в карманы организаторов беззакония. Газета обратила внимание на это прокурора Боровкова. И громоздкий прокурорский аппарат нехотя начал проверки. И стало видно, что они сами боятся её итогов. Вскоре убедились, что закон нарушен, и дали ответ: мол, сигналы подтвердились, и... тихо присели в ожидании – что будет? Газета их пошевелила. А у Боровкова уже готов ответ: мол, «Прокуратура не подменяет иные органы!»... Типа – отстаньте! Хотя понятно, что прокурор, установив нарушение закона, обязан принять исчерпывающие меры для восстановления законности и наказания виновных. В данном случае – Главу правительства Шолбана Кара-оола, создающего коррупционные цепочки. Прокурор обязан подать в суд на расторжение незаконных КС, имеющих коррупционную составляющую, а также передать материалы проверки в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности. Но Боровков ничего подобного не делает, потому что «прокуратура не подменяет иные органы!». Что косвенно подтверждает, что кто-то в прокуратуре с этого беззакония кормится. Иначе зачем так публично подставляться?

В нормальном государстве такого «контролёра» попросили бы «на выход». А этот сидит на месте, хоть бы что. Только в Красноярск к жене мотаться перестал. Это означает, что в стране творческое содружество прокуроров и преступников – не такая уж и редкость. Поэтому лично я в принципиальную позицию правоохранителей по отношению к Фургалу не верю. Не верят и люди на Дальнем Востоке. Большинство, поддерживаемое В.Жириновским, полагает, что это – месть за отказ возить в Москву коробки с деньгами и фальсифицировать итоги голосования по Конституции. Другие видят проблему в том, что жена Фургала является владельцем 25% акций «Амурстали», в котором 50% принадлежит олигарху Ротенбергу и 25% – Мистрюкову, который в застенках не только отказался от своей доли, но и дал показания на компаньона...

Трутнев заявил, что Фургал плохо руководил регионом. Официальные данные говорят об обратном. Прежний губернатор-единоросс оставил ему регион с рекордными долгами. А Фургал без федеральной помощи вытаскивал край из нищеты. Впрочем, верить полпредам – себя не уважать. Ведь они – большие фантазёры. И мало что знают о ситуации во вверенных им регионах. Достаточно вспомнить о заявлении сибирского полпреда Меняйло про «массовый туризм» в Туве. Впрочем, скорее всего, полпред Трутнев в результате этой заварухи со своей должностью вынужден будет расстаться.

Не случайно в стране бытует мнение, что Москва отправляет в регионы деньги и одновременно разрешение губернаторам их украсть. Если бы такого не было бы, то Шолбан Кара-оол давно бы был не то что отправлен в отставку – мотал бы срок на зоне, как недавно его брат Леонид за наркотрафик. Поэтому в уверения о том, что в России все равны, и «вор должен сидеть в тюрьме», даже если он родственник Путину, я не верю.

Заметьте: федеральные каналы на тему Хабаровска молчат, хотя протест длится там уже 11 дней. Число митингующих перевалило за 50 тыс. человек. Властные структуры края и города и профсоюзы всю неделю пытались прекратить акции, но достигли, похоже, обратного эффекта. В субботу в акции приняли участие прибывшие из Комсомольска-на-Амуре, Ванино, посёлков региона, а также из Владивостока, Еврейской автономии и Амурской области. Протест набирает силу на Дальнем Востоке и в Сибири. Иностранные СМИ и Евроньюс сообщают о протестах в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Находке, Владивостоке, Омске, и Томске, а российские – молчат.

Власть, часто состоящая из преступников, которые держат прокуроров на «коротком поводке», заставляя покрывать мошенников и казнокрадов, возмущена поведением хабаровчан, открыто поддерживающих своего губернатора. Трутнев заявляет, что массовые протесты не повлияют на решение по Фургалу. Из того, что мы знаем, у следователей на Фургала есть только показания его бывшего делового партнера, который, находясь в СИЗО, принял предложение от органов о смягчении его судьбы в обмен на показания в отношении губернатора. Версия сторонников Фургала – это оговор, а действия властей – политически мотивированное преследование человека, за которого проголосовал народ, по заказу олигарха, желающего прибрать завод к рукам. И на самом деле он объективно не виноват.

Помните, как наш Кара-оол во власть пришёл из водочного бизнеса? Тогда в Туве разворачивались такие войны за право торговать технарём! Помнится, во время войны за магазин №5 в Кызыле начальник уголовного розыска республики И.Товарищтай так приложил брата Кара-оола Леонида рукояткой пистолета по спине, что он месяц отлёживался в больнице. Так что если кому-нибудь из тех, с кем делал деньги Кара-оол, предложат подписать показания на него, то он и без принуждения всё подпишет. Как говорится, был бы человек...

Но в этой истории есть ещё один немаловажный аспект. События, последовавшие после ареста хабаровского губернатора, показали, что он реально уважаемый населением человек. Не чиновник, навязанный сверху Кремлём, как в случае с Кара-оолом, а нормальный человек, пользующийся доверием. Именно об этом говорят события, развернувшиеся в крае на днях. Неожиданно для зажравшихся московских бюрократов люди вышли на улицы в защиту губернатора. А обычно такой лояльный Кремлю В. Жириновский пригрозил новыми потрясениями в случае, если Фургала не оставят в покое. Думаю, если следователи из Москвы прилетят арестовывать Шолбана Кара-оола, на улицы в его защиту не выйдет никто, кроме родни, потерявшей кормильца. Скорее, состоятся народные гуляния под лозунгом освобождения республики от тирана, коррупционера и кремлёвского прихвостня.

Не скажу, что могло бы изменить отношение людей к Фургалу, если бы он руководил краем 13 лет, но сейчас он для населения мученик, которого бесцеремонно, нагло и показательно под камеры захватили и увезли в Москву без очевидности вины. В Хабаровске проживает чуть более полумиллиона жителей. Стихийно собрать и вывести на улицы свыше 50 тыс. протестующих, воодушевляемых справедливым гневом, может только реально авторитетный уважаемый человек. Это большое достижение Фургала и ЛДПР как партии. Они выиграли не только губернаторские выборы в 2018 году, но и выборы в местный парламент в 2019 году. Сегодня в законодательном собрании края из 34 депутатов только двое представляют ЕР. Таков реальный рейтинг на Дальнем Востоке «Единой России» и Путина. Более того, полпред Трутнев откровенно пенял Фургалу в том, что в регионе его рейтинг растёт, а Путина – падает. Понятно, что такого позора правящая в России партия вынести не смогла. И ударила по мятежному губернатору всеми своими силами. В связи с этим у меня нет сомнений, что это политически ангажированное дело. Фургал стал плохо управляться Кремлём, и ему подыскали новое место – в Лефортово. Чтобы другим самовольничать было неповадно.

Как будут развиваться события? Есть вероятность, что его посадят. И может быть, на солидный срок. Но много будет зависеть и от того, как будут вести себя ЛДПР и жители края. Как видится, Жириновский занял важную политическую позицию. Не сдаются и жители Хабаровского края. Это может повернуть ситуацию определённым образом. Как я полагаю, выход может быть найден такой, который всех устроит. Человека из команды Фургала назначат врио губернатора и не станут препятствовать его избранию в следующем году. Его самого отправят под домашний арест, а уголовное дело заволокитят и прекратят за сроками. Это накануне выборов в Думу позволит сохранить лицо ЛДПР и Жириновскому, успокоить население края и спасти Фургала. В противном случае это сильно подорвёт позиции кремлёвской власти и лично Путина на всём Дальнем Востоке. И ещё более протестно настроит население.

Судя по всему, Трутнев намерен «ломать ситуацию через колено». Не может успокоиться от того, что Фургал в 2018 году не принял его предложения сняться с губернаторских выборов. И ненавидимый населением Шпорт тогда проиграл Фургалу более 40% голосов, хотя на выборах пользовался всеми ресурсами Москвы: и административным, и правоохранительным, и политическим. А теперь власть вдруг заявила, что Фургал – преступник, обвиняемый не в какой-то там коррупции, а аж в двух убийствах. Дело в том, что он был не просто каким-то обычным региональным чиновником типа тувинского коллеги, незаметно принимавшим откаты и «пилившим» бюджет. Он был ближайшим сподвижником Жириновского, всерьёз готовился к президентским выборам 2024 года. И, говорят, имел неплохие шансы. В 2018 году он победил на выборах, и Путин утвердил его на пост губернатора. Если президента не поставили в известность о таком убойном компромате на губернатора, это одно дело. Но если он знал и утвердил его – значит, Россия – криминальное государство.

После выборов Фургал сократил штат государственных дармоедов вдвое, начиная со своих замов, и в два раза урезал зарплаты оставшимся. Сократил расходы на командировки региональных чиновников, добился снижения стоимости авиабилетов в четыре раза. Взял под личный контроль вопрос с обеспечением школьников бесплатным горячим питанием. Отказался от политики «оптимизации медицины». Тем временем, ФСБ, МВД и СКР ничего внятного, кроме обнаружения «патронов, похожих на те, которыми совершены убийства», о преступном прошлом сказать не могут.

Наверное, поэтому люди вышли на улицы в защиту губернатора. Фургал в этом случае уже не конкретный человек, а жертва давления власти. Он также неприятен Центру, как иркутский Сергей Левченко, хакасский Валентин Коновалов, новосибирский Анатолий Локоть, подмосковный Павел Грудинин или ярославский Евгений Урлашов. Власть борется даже не с каким-то конкретным губернатором – она борется с народом, у которого к этой власти всё больше обоснованных претензий и всё больше желания восстановить справедливость. Это мы наблюдали в 2006-07 годах, когда в Туве отказали «Единой России» в доверии. Тогда было голосование не за «Партию Жизни», а против Кремля.

Я ещё вернусь к этой теме.

Сергей Конвиз