Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_8104.html
№26 за 9 июля 2019 года

Обзор прессы

Тувинская правдаСИБИРСКИЕ ГУБЕРНАТОРЫ РЕШИЛИ ПОВЕРНУТЬ ИСТОРИЮ ВСПЯТЬ

Новая фишка Кара-оола на выборах в парламент Тувы – так называемая «интеграции сибирских регионов». Именно эту тему с подачи Главы правительства Тувы мусолили «губернаторы на недавнем заседании совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Само по себе слово «интеграция» хорошее, благозвучное, означающее что-то позитивное. И звучало оно в приличной компании – кроме сибирских губернаторов в обсуждении приняли участие «иностранные партнеры – представители Монголии и Китайской Народной Республики». Они соглашались, что «эту интеграцию диктуют взаимные интересы Сибири, Монголии и КНР» и направлена она «на создание и развитие экспортно-ориентированных трансграничных коридоров». При этом автор публикации нахально заявляет, что в решении этой проблемы «роль Тувы практически ключевая», хотя было бы логичнее и справедливее сказать «практически нулевая», поскольку сама Тува ничего на экспорт не поставляет, да и потребляет немного.

Как известно, Кара-оол уже более 10 лет носится, как со списанной торбой, с идеей придания аэропорту г.Кызыла статуса международного. Идея бредовая, бессмысленная и чрезвычайно дорогая. Но ему бюджетных денег не жалко. К примеру, закупил Кара-оол за бешеные деньги за счёт бюджета Тувы два швейцарских самолёта-кукурузника Pilatus PC-12, а они оказались совершенно ненужными. И гниют теперь в ангаре, каждый день принося бюджету убытки. К его счастью, Москва с подачи Шойгу на его глупости смотрит сквозь пальцы по принципу «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Вот он тешится за казённый счёт.

Наверное, поэтому «заседание совета МАСС началось с обсуждения межрегионального проекта «Развитие межрегиональной авиамаршрутной сети Сибири с использованием региональной и малой авиации». Цель – возрождение того, что порушено. В этом плане, как сообщает автор, «реализация проекта уже началась» и скоро ожидаются успехи, которые состоят в том, что «он подразумевает выведение авиасообщения в Сибири на уровень, близкий к показателям до 1991 года». Как сообщил «председатель исполнительного комитета МАСС Гусельников», «проект разрабатывается в интересах всех сибирских регионов».

Но восстановить то, что было разрушено властями, не так просто. Достаточно напомнить, что для реализации проекта «в Сибири необходимо восстановить и включить в работу 310 взлётно-посадочных полос и иметь в распоряжении 400 воздушных судов». При этом выбор воздушных судов должен соответствовать критерию «минимальной стоимости лётного часа». И тут никакие Pilatus PC-12 не подойдут.

Участники совещания согласились с несбыточностью надежд достичь уровня авиасообщения 1991 года, поскольку «многие рейсы, которые осуществлялись по Сибири до 1991-го года, были экономически убыточными». Сейчас, в условиях рынка, «достичь такой частоты и объёмов авиасообщения будет трудно», если вообще возможно. «Было время, когда между Тувой и нашим родным Красноярском совершалось до 14 авиарейсов в день». Теперь о таком и не мечтают.

Проект сложен, но «если не думать об экономичности, то и вовсе невозможно». В таких условиях, как заметил «губернатор Томской области Сергей Жвачкин», «либо мы возьмём субсидирование этих рейсов на себя, либо выработаем механизмы, которые позволят снизить убытки от таких полётов». Другие губернаторы вполне реалистично считают, что «только увеличение пассажиропотока приведёт к тому, что авиасообщение между регионами Сибири станет экономически целесообразным». А «губернатор Кемеровской области С.Цивилёв» считает, что на первом этапе «необходимо запускать только отдельные направления межрегиональных авиаперевозок, которые экономически выгодны в Сибирском федеральном округе». Предложение, конечно, дельное, только в этом случае Тува точно выпадает из общего проекта, поскольку в Туве малочисленное население, к тому же чрезвычайно бедное.

«Другая проблема – поиск инвестиций для налаживания межрегионального авиасообщения в озвученных объёмах, как частных, так и государственных, а также отсутствие на федеральном уровне определения «малая авиация». Вот тут-то Кара-оол и ожил, по привычке предложив переложить все тяготы реализации проекта «на уровень правительства Российской Федерации». На том разговор по существу и завершился.

ВЫСОКИЕ ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ ПОГОВОРИЛИ О СВЯЗЯХ

Отдельная статья в «ТП» посвящена развитию отношений между Тувой, северным аймаком Монголии и Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР на полях «совещания Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Представители провели «круглый стол» по вопросам развития трансграничных связей и интеграции транспортных систем Сибири, Западной Монголии и Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР».

«Модератором беседы выступил глава Тувы Шолбан Кара-оол», который «отметил, что для Сибири вопросы транспортной инфраструктуры являются важнейшим экономическим приоритетом, основой развития». И добавил, что «в 2019 году Россия в рамках проекта «Енисейская Сибирь» начинает строительство железной дороги Курагино – Кызыл». Помнится, такие же заявления он делал в 2012 и 2018 годах, а воз, как говорится, и ныне там. Хотя «дорога рассматривается с продолжением в Монголию и Китай, как одно из ответвлений дорожной сети, создаваемой в рамках межгосударственного проекта «Один пояс – один путь». На что «заместитель председателя правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР Чжао Чонцзю» многозначительно, хотя и туманно ответил, что «Китай настроен на долгосрочное и активное сотрудничество с Россией и её регионами».

Но проблема в том, что Россию «в строительстве транспортной инфраструктуры опережают соседи – например, Казахстан, совместно с которым строятся железная дорога и крупнейший сухопутный порт в Урумчи». При этом «Аэропорт Урумчи стал крупнейшим международным авиахабом Западного Китая. Через Синьцзян проходит 111 международных маршрутов автомобильных перевозок, налажено регулярное железнодорожное сообщение с Алматы, Ташкентом».

Китай заинтересован в развитии сообщения с Россией через Туву, и «если Россия определится со сроками строительства ветки Курагино – Кызыл, то мы сразу же продолжим строительство», – заявил китаец, понимая, что эта проблема не одного десятка лет. При этом ключевая роль в этом проекте отводится Монголии, поскольку «с китайской стороны как железная, так и автомобильная дороги в направлении Тувы уже построены до границы с Монголией». А «губернатор Ховдского аймака Монголии Батсуурь Дугэржав» сообщил, что Монголия «предпринимает энергичные действия по созданию общей с сопредельными государствами транспортной сети». И только по Туве никаких подвижек в этом направлении нет.

Тем не менее, монгольский гость поблагодарил присутствующих «за то, что они продвигают транзитный вариант железной дороги Курагино – Кызыл с продолжением в Монголию». Он рад, что «дорога пройдёт через его аймак» и видит в этом «огромные возможности для развития».

Плюс ИнформКЫЗЫЛСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ-ПОЛИТИКИ

Еженедельник напомнил, что «именно главный архитектор города даёт (или не даёт) разрешение на то, что можно строить в городе». То, что сейчас архитектура находится в загоне, виновато положение, при котором она превратилась «в крайне политизированное занятие». Все знают, что именно «архитекторы дают разрешение на строительство». Затем «участвуют в приёмке готового здания». Таким образом «они ручаются за то, что здание было построено правильно, с соблюдением всех норм и правил и на правильном месте». Однако потом запросто могут «переобуться» и «сказать, что все неправильно». Мол, «здание и не то, и не там». И это им совсем не «кажется странным», «потому что они руководствуются чем-то иным, не строительными нормами и правилами, а какими-то иными правилами и принципами, которые нам, непосвящённым, непонятны».

К примеру, департамент архитектуры мэрии разместил информацию, что «на основании поступивших обращений граждан проведён осмотр зданий торговых центров «Алма», «Гаруда», «Детский мир» и автогазозаправочной заправки (АГЗС) по улице Калинина». При этом «выявлены различные нарушения» – «в отношении владельца АГЗС возбуждены 2 административных дела». И это при том, что ранее именно тот департамент «давал разрешение на строительство». А потом «принимали их». И что теперь «не так?». Всё-таки «что изменилось с того времени»? Какая-то странная позиция...

Или другой пример: «на улице Ленина в Кызыле между домами №№ 42 и 46 продолжается стройка», о которой еженедельник публикует материалы из номера в номер. И власти никак не найдут «нарушения». Ну, просто «в упор не видят», хотя они очевидны – «жильцов дома №46, которые уже будут отрезаны от солнца, это мало утешит».

Автор публикации приходит к выводу, что архитектора г. Кызыла в своё время «главным образом учили архитектуре не как искусству, а как политике» выживать среди жуликов и мошенников. В заключение автор приводит вывод «очень известного в Туве архитектора», который сказал: «то, что происходит в последние годы в Кызыле, нам будет за это стыдно». А им ссы в глаза...

«С праздником, господа архитекторы»!

БЕЗОТВЕТСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КЫЗЫЛА

«ПИ» напоминает, что бывает «комната ужасов» – это достаточно популярный аттракцион». Но у нас в Кызыле решили не останавливаться комнате и создали целый «Город ужасов». Примеры тому – материалы про «задний двор школы №8» и про «чернобыльскую селитру».

Как сообщает автор, школа №8 – удивительна тем, что с разных сторон она совсем разная. «Если с фасада – то да, сияет». Граждане могут полюбоваться «на большую красную букву «А». «А вот если зайти с тыла...». Как выясняется, в этом случае Вам будет «не до песен», поскольку «тут – только попугаться».

Здание для начальных классов школы №8 построили в 2011 году быстро – «меньше чем за год», – сообщает автор. «На открытии были сам Сергей Шойгу» и «мэр Владислав Ховалыг», который пообещал «в марте обязательно достроить спортивный зал». Но потом вдруг оказалось, что «что денег больше нет, и спортивный зал строить не стали», хотя «по проекту спортзал был». В связи с этим «часть задней стены школы возведена не как наружная. Она тонкая и без облицовки». Мало того, что «зимой дети занимаются физкультурой в коридорах», но и в целом «школа переполнена», из-за чего «для младших детей места там нет».

Взглянешь на школу с тылу, и кажется, что она «уже похожа на руины школы». «Облицовка разлетелась от ветра». Мало того, на заднем дворе школы – «очень большая яма». «И в ней – нечто», что не смог определить даже «представитель мэрии». Яма огорожена «хлипким ограждением, которое во многих местах разрушено». «В эту яму часто попадают машины». А ведь «за эту школу отвечает Департамент по образованию мэрии Кызыла». И куда там смотрят?

Но этого им мало. Оказывается, «в Кызыле есть такие места, куда человеку со слабыми нервами вообще лучше не заглядывать». Как известно, наш «город практически начался с кожзавода». «К началу 1916 года в городе насчитывалось 18 казённых и 54 частных дома, в которых проживали около 500 человек». «В это время начали работать маленький кожевенный завод, частные паровые лесопилки и мельница». Но с приходом во власть Шолбана Кара-оола кожзавод вымер и не работает. «Здания превратились в живописные (и не очень) руины». И вот однажды «в одном из помещений» кожзавода граждане обнаружили мешки с содержимым, на которых «написано «селитра аммиачная». «Некоторые мешки уже сгнили, и их содержимое вывалилось наружу».

По внешнему виду – это не селитра, поскольку вещество порошковообразное, а не гранулированное. Но в любом случае, «это вещество может представлять опасность». А муниципальные власти «или не знают, или не хотят знать об этом». Вот такая у нас безответственная власть. Но она такой продолжает оставаться до тех пор, пока мы не выбросим из кресла Главы республики Шолбана Кара-оола. А пока он остаётся в нём, мы можем возмущаться безобразиями, творимыми его племянником Сагаан-оолом сколько душе угодно.