Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_5162.html
№13 за 21 апреля 2015 года

Обзор прессы

Тувинская правдаЧИНОВНИКОВ СОБРАЛИ НА ЛИКВИДАЦИЮ БЕЗГРАМОТНОСТИ

Единственное, что сумел сделать Кара-оол за восемь лет правления, – это тотально перетрясти органы власти. Родственники, друзья, подельники и обычные алкоголики, разбавленные секретаршами и личными водителями, заполонили все коридоры власти республики. Однако состав, устраивающий Кара-оола, не устраивает народ. И причина проста – новые начальники, как правило, ничего не умеют, кроме как воровать. Почти все они не имеют элементарных знаний в области управления, не компетентны по юридической части, зачастую просто ленивы и самовлюблены. Некомпетентность и вороватость новой волны караооловских назначенцев настолько очевидны, что «в минувшую пятницу в Центре русской культуры состоялся семинар, посвященный вопросам взаимодействия органов местного самоуправления и государственной власти».

Народу согнали – кучу. Тут тебе и основные жулики – «главы муниципалитетов», ворьё поменьше калибром – «депутаты местных хуралов представителей», а также учебно-показательные жулики в лице «региональных властей». Учить их уму-разуму явились представители учёного сообщества, прокуратуры и главный чиновник республики Кара-оол.

О необходимости обладания хотя бы минимумом познаний для управления муниципалитетом присутствующим напомнил «профессор, проректор ТувГУ Николай Ондар». Он без обиняков заметил, что «если раньше сельсоветы и районные администрации могли возглавлять уважаемые всеми аксакалы, то теперь ситуация кардинально переменилась». Уважаемые люди решительно отодвинуты на обочину общественной жизни, и на смену им пришли люди, облечённые доверием только одного человека, – Кара-оола.

Но проблема состоит в том, что у этих новых «лидеров» муниципального звена, как правило, нет не только уважения общества, но и элементарных познаний, необходимых для управления муниципалитетами. В общем, это случайные люди, попавшие во власть с заднего прохода и не понимающие, где они и зачем. При этом менять старых караооловцев на новых нет никакого смысла, поскольку по качеству управления они ничем не будут отличаться. В связи с этим остро стоит проблема обучения кадров. Вот и решили: «чтобы муниципальные чиновники соответствовали стандартам, необходимы самообразование и курсы повышения квалификации». Поэтому «ТувГУ в настоящее время готовится получить лицензию на подготовку специалистов в области государственного и муниципального управления».

На сходе чиновников обычную чушь нёс и глава республики, отметив необходимость «достижения положительных результатов в таких областях, как здравоохранение и борьба с преступностью». Помнится, совсем недавно этот гигант мысли уже предпринял попытку решения этих двух проблем одним решением – назначил отставного прокурора республики министром здравоохранения. В результате преступность сохранилась на прежнем уровне, а вот здравоохранение генерал-гинеколог развалил окончательно. Теперь, судя по всему, Кара-оол хочет распространить этот опыт на муниципальном уровне... Надеется, что такой подход в конце концов поможет «прекратить реализацию суррогатов алкоголя на муниципальном уровне».

Много «умного» Кара-оол сказал и об экономике. Посетовав, что «в нынешней непростой экономической ситуации, в которой оказалось Россия», рассчитывать на солидные вливания Центра в республику не приходится, а потому «бюджет сверстан предельно жестко» и особо воровать нечего. «Поэтому, считает он, необходимо искать внутренние резервы». Деньги появятся только в результате «реализации мер по обеспечению устойчивого развития экономики».

Пока разглагольствования главного чиновника об экономическом рывке и инвестиционном рае в республике не привели к созданию «промышленных гигантов и крупных аграрных холдингов». Так что собирать деньги с воротил бизнеса не получается, и «каждый муниципальный руководитель должен практически в ручном режиме работать со своими предпринимателями», – учил кормчий. Публично пояснять, как муниципалы могут «доить» свою мелкую предпринимательскую особь, Кара-оол не стал. Однако намекнул, где можно поживиться: на реализации «проекта «Одно село – один продукт».

Пожалуй, единственное, на что следовало обратить внимание собравшимся, – это выступление «старшего помощника прокурора РТ В.Бережецкой», рассказавшей о «нарушениях, которые допускают муниципалитеты при принятии нормативно-правовых актов». Как заметила помощник прокурора, «нарушения возникают в налоговой, бюджетной и жилищной сферах при превышении муниципалитетами своих полномочий, когда те принимают нормативно-правовые акты, противоречащие федеральному и региональному законодательствам». В ответ на это «заместитель председателя правительства А.Монгал» тут же сморозил глупость, «посоветовав «муниципалам» согласовывать проекты нормативно-правовых актов с прокуратурой». Как будто прокуратура – консультативный орган. «Бережецкая также напомнила муниципальным властям про обязательность опубликования новых нормативно-правовых актов в сети Интернет», поскольку «неопубликованный нормативно-правовой акт не действует».

Складывается такое впечатление, что на местах руководители вообще не имеют понятия, что законно, а что – нет. Поэтому не считают нужным сверять свои решения с федеральным законодательством или публиковать. И где Кара-оол набрал столько бестолковых людей?

КТО СВОРУЕТ ТЭС?

Властям Тувы удалось «нагнуть» местный арбитраж, и суд первой инстанции «отменил результаты торгов Ак-Довуракской ТЭС». Правда, результат не окончательный и может быть изменён, однако важно другое. Инициаторы отмены торгов признают, что в случае новых торгов «уже в виде конкурса, желающие купить его вряд ли найдутся».

Как известно, процедура банкротства преследует цель замены несостоявшегося собственника на эффективного. Кара-ооловский ГУП не смог эффективно управлять собственностью, в связи с чем пять лет назад и было введено банкротство. Теперь, если никто не захочет участвовать в конкурсе, что очень вероятно, «имущество Ак-Довуракской ТЭС» «после признания торгов несостоявшимися будет передано в собственность города Ак-Довурака». Всем понятно, что чиновники Ак-Довурака – ещё более бесполезные управленцы, чем Шолбан Кара-оол. Потому судьба ТЭС уже точно будет печальной.

И зачем весь этот сыр-бор вокруг отмены торгов? Власти хотят сами растащить имущество, «включая пять производственных зданий общей площадью 10,8 тыс. квадратных метра, а также транспортный парк с 33 единицами техники»?

ОЖИДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА В УСЛОВИЯХ ПРОВАЛА

Да, конечно, при Ооржаке республика не процветала. Но Шолбан Кара-оол совершил невозможное: довёл экономику республики «до ручки». И это, похоже, ясно уже и ему самому. Массовые банкротства ведущих предприятий республики за последние восемь лет фактически уничтожили налоговую базу республики. Чтобы это понять, достаточно уяснить «тот факт, что более 60 процентов собственных доходов республики формируется за счёт подоходных налогов с физических лиц». А это означает, что «при практическом отсутствии на территории республики крупных промышленных предприятий» налоговую базу республики обеспечивают зарплаты учителей, врачей, других бюджетников, включая полицию, прокуратуру и суд. Остальные налоговые отчисления – просто крохи. Не случайно Кара-оол последние три года трындит об одном – проекте «один продукт на всю деревню».

Единственной сферой деятельности предпринимателей остался госзаказ. Однако тут столько коррупции, столько воровства, что нормальному предпринимателю туда лучше не соваться. Да и не дадут работать. Если это ремонт и строительство дорог, то подряд обязательно отойдёт Уюсову, который, если ему верить, 50% отдаёт Кара-оолу. Если строительство, то тут как тут «Водный мир» с такими же подозрительными связями с Главой. Подряды помельче достаются родне и друзьям тех, кто проводит тендеры. У них это называется «власть повернулась лицом к бизнесу»... И там никаких налогов не бывает – всё расходится по карманам чиновников.

Фактически единственный источник благосостояния в Туве – это бюджет. Как его воруют, видно из упоминавшегося «проекта «Одно село – один продукт». Каждый год в него вкладывают сотни миллионов, а в бюджет в виде налогов никакого поступления нет – всё украли? Понравилось. Вот и в этом году «на реализацию проекта мобилизовано более 800 млн. рублей». Будьте спокойны – украдут и эти деньги, хотя Глава разглагольствует в том духе, что «очень важно, чтобы эти средства принесли максимальную отдачу».

Да и, честно говоря, откуда взяться экономической активности в Туве, если, вопреки заверениям Кара-оола о том, что он добился льготных цен на электроэнергию, в Туве самые высокие тарифы в Сибири и почти самые высокие – в России? К тому же – самый дорогой уголь, самый дорогой транспорт, самые высокие требования к откату и, похоже, один из самых ненасытных губернатор. Мало того, что землю получить можно только за взятку его брату или у перекупщиков Якушева и Богусова, отбирают то, что было получено до него. Массовый снос торговых павильонов, повальные поборы с коммерсантов, взятки чиновникам по любому поводу – вот суровые реалии жизни тувинцев. И кто-то ещё ожидает какого-то «экономического чуда»?!

Плюс ИнформЧИНОВНИЧЬЯ ЧЕХАРДА

Все знают, чем занимаются коты, когда им нечего делать... А чиновники Тувы? Чем они занимаются? Еженедельник «ПИ» решил разобраться с теми новыми чудаковатыми образованиями, что были созданы властями в последние годы. Оказалось, что они – «мертворожденные» и созданы «для галочки».

К примеру, «появилось агентство, которое будет заниматься привлечением инвестиций». Набрали людей, платят зарплаты, а толку – ноль? И таких «мертворожденных» контор «только за последние 12 месяцев в регионе появилось более десятка». Именно по инициативе Кара-оола «в республике ежегодно создаются разнообразные общественные советы вместе с разного рода комиссиями». Он умудрился даже Совет Отцов создать. Видимо, без этого рождаемость не поднять.

Новообразования разные, объединяет их одно: «как правило, следует лишь констатация факта об их рождении». С помпой, с гордостью за содеянное добро. А потом тихо-тихо. При этом некоторые конторы создают по нескольку раз. К примеру, «вернемся к инвестициям». Сначала в муниципалитетах Тувы создали некие конторы «по сопровождению инвестиционных проектов». Они «должны были разработать некий стандарт, который бы создал благоприятные условия для ведения бизнеса на территории районов. По сведениям Минэкономики РТ, отчитаться о проделанной работе специалисты планировали в апреле... но не 2015, а прошлого года». Однако отчёта нет до сих пор... Зато создали целое «Агентство по привлечению и защите инвестиций».

«Создается впечатление, что чиновники научились не обращать на такую критику особого внимания». Или, например, «при Минздраве Тувы создали Совет общественных организаций по защите прав пациентов». И что, стали лучше лечить? «Общественно-бюрократический аппарат настолько разросся, что, кажется, скоро «съест» любой здравый смысл», – считает автор. Но главное: «зачем нужны очередные его «отростки», если все решения принимает один человек – «глава Тувы, будь то инвесторы, коммунальная сфера или медицина»?

ФАЛЬШИВЫЙ РЕЙТИНГ НАПОКАЗ

Пресс-служба правительства из кожи лезет вон, пытаясь представить Кара-оола «выдающимся деятелем». Для этого платят бабки «фонду «Петербургская политика», а тот дует из Кара-оола фигуру: «действия Главы Тувы обеспечивают высокие позиции региона в рейтинге социально-политической устойчивости». Но шила в мешке не утаить. Каков он на самом деле, можно судить «по результаты статистических исследований Росстата за прошлый год, в соответствии с которыми Тува занимает: 83-е место среди российских регионов по ожидаемой продолжительности жизни при рождении; 83-е место по смертности населения в трудоспособном возрасте; 82-е место по коэффициенту напряженности на рынке труда (максимальный уровень); 81-е место (из 81) по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума (максимальная доля); 77-е место (из 80) по развитию науки и новых технологий по данным РИА Рейтинг».

Вот и получается: сколько бы «фонд «Петербургская политика» ни врал про достижения Кара-оола, его фактический рейтинг выше предпоследнего места не поднимется. А на последнем – губернатор Сахалина, томящийся в тюрьме.