Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_1429.html
№48 за 23 декабря 2009 года

Криминальные столицы

КЫЗЫЛ

Самым криминогенным горо­дом России по праву является административный центр республики Тува – Кызыл. Убийс­тва, разбои и грабежи составля­ют здесь почти треть от общего количества совершенных преступлений (в целом по России этот показатель не превышает 10-15 процентов). Большинство «мокрух» в Кызыле происходит на бытовой почве и под влияни­ем алкоголя.

Местные жители спиваются в катастрофических масштабах. Если при советской власти алкоголики были исклю­чением из правил, то сейчас пьют практически все – от мала до велика, пьют до беспамятс­тва. Молодежь подсела на пиво крепких сортов (пивной алко­голизм для северных народностей более страшен, нежели водочный). На месте чуть ли не каждой трагедии обязательно находят бутылку из-под пива. Поэтому и раскрываемость преступлений здесь достаточно высокая.

Считается, что в Туве вооб­ще и в Кызыле в частности нет организованной преступности как таковой (последнего се­рьезного мафиози по кличке Герой застрелили в далеком 1995 году). С преступностью, помимо традиционных мили­цейских методов. местные власти борются посредством призвания высших сил: монахи строят буддийские каменные ступы. Пока, впрочем, это плохо помогает.

ЯКУТСК

Вслед за Кызылом по числу преступлений против личнос­ти идет Якутск. Здесь доволь­но высок процент разбоев, грабежей и изнасилований (в т.ч. малолетних детей). Еще в 2007 году городские власти приняли решение установить в особо криминогенных местах «тревожные кнопки», что­бы жертва могла оперативно сообщить о преступлении в милицию. Однако из-за недо­статка финансирования этот проект до сих пор не воплощен в жизнь.

Кстати, в Якутске, в отличие от Кызыла, достаточно сильны местные ОПГ, что делает опас­ными здесь не только ночные прогулки по городу, но и заня­тия бизнесом.

ЧИТА

В плане криминального беспредела Чита уступает Якутску самую малость. Здесь процвета­ют бандитские группировки, а потому часто происходят резонансные преступления – ограбления банков, разбор­ки со стрельбой и трупами, убийства дальнобойщиков. Не менее развита и пьяная преступность: продажа паленого алкоголя в городе постав­лена на поток (от нее, опять же, кормятся банды), поэтому происходит масса немотиви­рованных бытовых убийств. Местные газеты пестрят заголовками: «Вместе пили, а по­том убили...»

ПЕРМЬ

Следом за Читой идут Иркутск, Братск и Сыктывкар, но мы бы особо выделили Пермь. И хотя количество убийств здесь значительно ниже, чем в выше­перечисленных городах, одна­ко процент разбоев, грабежей, изнасилований и прочих тяжких преступлений против личности – самый высокий в России. Это связано с тем, что вокруг Пер­ми традиционно расположено множество зон. Причем в от­личие от Магадана (где в свое время сидели многие политзеки), в Перми зоны были чисто уголовными. Поэтому здесь об­разовались крепкие уголовные династии, берущие свое начало еще со времен ГУЛАГа.

Именно крепость криминальных традиций и близость зон делает Пермь городом, по которому приезжему лучше не гулять ночью. Жизнь-то вам, может, и сохранят, а кошелек – вряд ли.

Евгений Иванов.
«Мир криминала» №18, 2009.