Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_11751.html
№6 за 17 февраля 2026 года

В мировой политике назревают большие перемены

В мировой политике назревают большие перемены

Как видится, давление президента США Трампа на лидеров ЕС с целью лишения их субъектности привёло к обратному результату: европейцы после некоторого замешательства пришли в себя и занялись решением проблем, связанных с обеспечением суверенитета Европы и усилением влияния в мире. Многих, в том числе Трампа и Путина, всё это очень неприятно удивило. Хотя потенциал европейских стран, объединённых в ЕС, заведомо огромен, учитывая его экономику и рынок почти полумиллиардного населения.

Лидеры ЕС, почувствовав охлаждение отношений с США, разлетелись по всему миру в поисках партнёров по экономическому сотрудничеству. Тут же на их инициативу пошли положительные отклики из КНР, Индии, Вьетнама, Индонезии, Малайзии, Австралии, Канады и других стран, кому агрессивная активность Трампа оказалась не по нраву. А не понравилась она всем. Даже руководство России пришло в ужас от его манеры вести международные дела после встречи лидеров США и РФ в Анкоридже и последовавших ограничительных мер США. И всё делается, исходя из его личных интересов. В России поняли, что Трамп играет с Путиным в кошки-мышки и не намерен реализовывать устные договорённости, достигнутые на Аляске по принуждению Украины к капитуляции для достижения мира в Европе.

НИКАКОГО ДИАЛОГА С ТРАМПОМ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Судить об этом можно по выступлению на НТВ министра иностранных дел РФ Лаврова 9 февраля 2026 года, в котором он, в частности, был вынужден признать следующее.

Запад, и в том числе Европа и США, «не хочет отдавать свои некогда доминирующие позиции». Более того: «с приходом администрации Трампа эта борьба за подавление конкурентов стала особенно явной и особенно открытой». США открыто объявили: «Мы должны доминировать в энергетике, мы будем ограничивать конкурентов». Как отметил Лавров, для реализации подобных планов США «используют и против нас совершенно недобросовестные методы». Например, «запрещают работу российских нефтяных компаний, таких как «Лукойл», «Роснефть», пытаются поставить под контроль нашу торговлю, наше инвестиционное сотрудничество, военно-технические связи с нашими крупнейшими стратегическими партнёрами, такими как Индия и другие члены БРИКС». В целом, «идёт битва за сохранение старого миропорядка». В списке подобных действий – «придуманный Западом теневой флот и попытки грубейшего нарушения Конвенции ООН по морскому праву: задерживать суда с помощью военной силы в открытом море, – и многое-многое-многое другое. Тарифы за то, что кто-то покупает у кого-то нефть или газ».

Таким образом, никакой кнструктив невозможен «в условиях развязанной против нас глобальной войны, в условиях лихорадочных попыток Запада наказывать всех наших партнёров, и требуя, чтобы они прекратили с нами торговать и сотрудничать в военно-технической сфере». В связи с чем «в этих условиях делать нашу работу и обеспечивать максимально благоприятные условия для внутреннего развития труднее, чем это было лет 10-15 назад».

В продолжении темы коварства США и противостоянию развития России министр отметил: «В апреле был продлён закон о чрезвычайном положении, сердцевина которого – это наказание России, введение санкций против России, включая замораживание наших золотовалютных резервов «в связи с враждебным поведением России в области внешней политики». После встречи в Анкоридже вместо договорённостей по Украине США «ввели новые санкции, в нарушение Конвенции по морскому праву началась война против танкеров в открытом море. Индии и другим нашим партнерам пытаются запретить покупать дешёвые доступные российские энергоносители». И теперь «в сфере экономики никакого радужного будущего мы не видим. Американцы хотят забрать под себя все маршруты обеспечения всех ведущих стран, всех континентов энергоносителями», – отметил Лавров, как бы намекая на действия США в отношении Венесуэлы и Ирана. В том числе – «на европейском континенте смотрят и на «Северные потоки», которые были взорваны, и на украинскую газотранспортную систему, и на «Турецкий поток». Там просматривается «цель Соединённых Штатов по доминированию в мировой экономике».

Анализируя речь главы МИДа РФ, учитывая его огромный дипломатический опыт, можно сделать определённый вывод, что в итоге равноправного цивилизованного диалога Путина с Трампом никак не получается. Хотя, наверное, этого и следовало ожидать, учитывая несовпадение целей и задач в отношениях Путина и Трампа с теми же Венесуэлой, Кубой, Ираном и Европой. Они не просто не совпадают – они очевидно находятся в ожесточённом противостоянии.

СТРАННЫЙ ТАНДЕМ НЕНАВИСТНИКОВ ЗЕЛЕНСКОГО

И только в отношении Украины цели Трампа и Путина более-менее совпадают. Путину нужна вся Украина, а Трампу – Нобелевская премия Мира, которую ему не видать, пока в Европе льётся кровь и гибнут люди. Как результат – общественное мнение внутри США, а также действия лидеров стран Евросоюза, Великобритании, Канады, Австралии, Японии и Кореи не позволили Трампу открыто поддержать СВО России в Украине. Более того: эти силы заставили его публично поддерживать режим Зеленского поставками оружия, разведданными и финансированием ВС Украины. И особого секрета в этом нет.

В ноябре 2026 года в США должны состоятся выборы 100% членов Палаты представителей и треть состава Конгресса США, на которых республиканцы во главе с Трампом очень ожидаемо могут потерпеть сокрушительное поражения от демократов. Тогда Трамп окажется в меньшинстве в обеих палатах Конгресса, что может полностью парализовать его власть и довести до импичмента. При этом последний соцопрос в США показал, что после убийства двух граждан США в Миннеаполисе агентами созданной Трампом Иммиграционной таможенной службы, его рейтинг упал до рекордно низкого уровня в 36%. Не учитывать этого Трамп не может. «Нарисовать» в ноябре нужные ему итоги выборов, как это происходит в некоторых странах, или отменить выборы вовсе, ему никто не позволит. И он мечется. Этим, собственно, и объясняется непоследовательное поведение Трампа в Анкоридже и после него.

Но, рассматривая проблему СВО в Украине, нельзя не понять, что объединяющим началом является сложившиеся весьма негативные отношения Трампа и Путина к Зеленскому. В этом они очень сходятся. Главная причина настойчивости президента Трампа и неуступчивости президента Путина по разрешению конфликта в Европе лежит в плоскости их личных отношений с президентом Зеленским. Они оба хотели бы на его месте видеть другого более покладистого политика. Кого хотел бы видеть Трамп, неизвестно. Может быть, любого, только не Зеленского.

ВОЗМОЖНА ЛИ СДЕЛКА НА УСЛОВИЯХ «ПРОЧНОГО И ДОСТОЙНОГО» МИРА?

Что до желания Путина, то он, наверное, хотел бы в этом кресле видеть сбежавшего из Украины в Ростов экс-президента Януковича или своего кума пророссийского политика Медведчука. Но, по мнению подавляющего числа экспертов, подобное невозможно в принципе по следующим основаниям. Зеленский не намерен проводить выборы в Украине до тех пор, пока на территории Украины продолжается СВО. Это его окончательное решение, к тому же основанное на украинском законодательстве, запрещающем проведение выборов в условиях военного положения. А Путин ни на мир, ни на перемирие не настроен. Ему необходим осязаемый успех в СВО, а он невозможен до полного освобождения Донецкой и Луганской областей, на завоевание которых по оценке экспертов понадобится не менее двух лет.

Кроме того, большинство экспертов полагает, что преимущество Зеленского в Украине перед своими потенциальными конкурентами на выборах Порошенко, Тимошенко, Залужным, Будановым и другими очевидно. После того, как Зеленский твёрдо противостоял напору Трампа и Путина в ходе переговоров и предъявления ему ультиматумов, его рейтинг в стране только растёт. А то, как он вынуждает страны Запада помогать Украине деньгами, вооружениями и международной поддержкой, в стране вызывает одобрение.

В итоге многие сходятся во мнении, что в случае проведения выборов президента Украины в условиях непрекращающихся боевых действий, ограничения условий для публичной агитации и работы СМИ, Верховный главнокомандующий ВС Украины Владимир Зеленский будет иметь на них несомненное преимущество перед другими кандидатами, как бы им не помогала Россия. И Зеленскому всё это понятно.

Но, демонстрируя желание как можно скорее провести выборы и референдум, он требует от Трампа и европейских лидеров надёжные гарантии безопасности для Украины и заключения соглашения о послевоенном восстановлении страны. Само собой разумеется, он настаивает на прямом давлении США и ЕС на Россию по завершению кровопролитной СВО в Украине для закрепления репутации Трампа как миротворца. Кроме того, Зеленский заманивает Трампа обещаниями, что скорейшее наступление мира в Европе даст ему очки на промежуточных выборах в Конгресс в ноябре 2026 года.

Несомненно, имея население втрое больше и ВВП вдесятеро больше, чем Украина, Россия способна дольше вести боевые действия на истощение. Тем не менее, Зеленский говорит, что предпочтёт не заключать сделку вообще, чем заключать плохую сделку. Он заявил о готовности продолжать борьбу, если это необходимо для достижения «достойного и прочного» мира. Чтобы легитимизировать потерю территорий, Зеленский рассматривает возможность проведения референдума об условиях мирного соглашения весной 2026 года. Его могут совместить с президентскими выборами: это увеличит явку и затруднит возможность оспорить результаты, считает Зеленский. Сама идея выборов во время непрекращающихся боёв, по его словам, хоть и была поддержана Трампом, принадлежит Москве: «Потому что они хотят избавиться от Зеленского». Он не хочет выносить на референдум, по его мнению, «плохую сделку» и не хочет устраивать голосование без прекращения огня и гарантий безопасности.

При этом Зеленский подчёркивает: главная проблема для него – гарантии безопасности для Украины. Он уверяет, что Россия не остановится на полпути, придёт в себя и через пару лет повторит события 2022 года, только с учётом опыта СВО. Зеленский повторяет своё главное условие: США и Европа должны гарантировать, что будут защищать Украину от будущей агрессии России, иначе любое мирное соглашение полезно не более, чем Будапештский меморандум 1994 года. И, судя по лихорадочным приготовлениям европейских оружейников, это уже возымело своё действие – Европа вооружается.

Отдел анализа и публицистики