Популярно о наболевшем
Сергей Конвиз: В приоритетах Трампа не стоит вопрос безопасности Европы

Трамп и лидеры Европы продолжают соревнование в выработке мирного плана по Украине. В этом соревновании высвечиваются взаимоотношения Европы и США, лидеры которых относятся друг к другу всё прохладнее. Также значительно трансформируются отношения Трампа и Зеленского от сугубо враждебных до вполне лояльных и далее снова до нетерпимых.
К примеру, на начальном этапе Трамп заявлял, что президент Зеленский нелегитимен и его поддерживают всего 2% украинцев, что у него «нет козырей» в противостоянии с Путиным. Затем, после личной встречи с Зеленским в Риме, Трамп вдруг переменился и стал заявлять, что Зеленский – отличный парень, легитимный президент и его армия в состоянии вытеснить российскую «не только к границам 1991 года, но и до Москвы». Однако после встречи на Аляске с Путиным он снова поменял свою позицию и стал заявлять, что армия Украины всё равно «не выиграет войну» и будет вынуждена сдать России весь Донбасс, но за это время её армия потеряет «много солдат». Кроме того, мол, нужно как можно быстрее провести выборы, чтобы подтвердить или опровергнуть полномочия Зеленского. Не отрицая при этом, Зеленский в состоянии эти выборы выиграть. Разобраться в этих неожиданных для многих сменах позиций Трампа на противоположные непросто. Складывается впечатление, что он и сам не всегда в курсе, что скажет или сделает завтра.
КАК УЖ НА СКОВОРОДКЕ: ЗЕЛЕНСКИЙ НИ В КАКУЮ НЕ ЖЕЛАЕТ УСТУПАТЬ ТРАМПУ
А тем временем Зеленский и его европейские партнёры составили новый план урегулирования кризиса в Европе. Они передали его Трампу, предложив провести встречу на высшем уровне, в ходе которой выработать согласованную позицию. При этом следует признать, что ничего неожиданного и особо нового в этом плане нет. Зеленский давно заявил, что разменивать одни территории Украины на другие такие же украинские и добровольно отдавать Путину земли, которые тот не смог отвоевать в течение почти четырёх лет, не может, поскольку для этого у него нет соответствующих полномочий. К тому же этому препятствует Конституция Украины.
Впрочем, как и по проведению выборов во время военного положения в стране. Он готов согласиться с пожеланиями Трампа о выборах, если тот обеспечит их безопасность путём объявления перемирия на фронте. Как видится, главное препятствие для наступления мира в глазах Путина и Трампа состоит в отсутствии легитимности Зеленского, срок президентских полномочий которого истёк. Хотя, по мнению многих экспертов, проблема эта очевидно надумана и всего лишь является поводом. На самом деле и Путин, и Трамп очень хотели бы иметь в Украине более покладистого президента, согласного на капитуляцию страны. У Зеленского фактически нет ресурса, чтобы одновременно противостоять президентам двух ядерных держав – России и США. С подобной точкой зрения трудно не согласиться.
Что до выборов в Украине, то эксперты приводят примеры правящих режимов таких стран, как Китай, Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Оман и другие азиатские и африканские страны, где выборы вообще в принципе не проводятся. Что, впрочем, совсем не мешает Трампу и Путину иметь с ними межгосударственные отношения и подписывать различные договора. К тому же Зеленский демонстрирует готовность к выборам в любой момент, если на фронте наступит перемирие. И это говорит о том, что он выборов точно не опасается, надеясь на них победить и таким образом остаться президентом Украины ещё один срок.
Это подтверждается социологией. Как сообщается, рейтинг Зеленского, несмотря на инициированный Трампом коррупционный кризис, связанный с хищением $100 млн. европейской помощи Украине, остаётся по-прежнему высоким. Другие потенциальные соперники на выборах, такие как генерал Залужный или руководитель СБУ Буданов, незначительно уступают ему в популярности, но при этом сохраняют с Зеленским товарищеские отношения.
А надеяться на то, что украинцы, живущие под бомбёжками российских вооружённых сил, без тепла и света в зимние морозы, проголосуют за пророссийского кандидата – дело пустое. Так что такому кандидату на этих выборах ничего уж точно «не светит». Более того: противостояние Зеленского напору Трампа, желающего прекращения боевых действий в Европе ради получения им Нобелевской премии Мира за счёт уступок Украины, его железная воля в отказе от капитуляции страны, даже, невзирая на коррупционный скандал, укрепляют позиции Зеленского в украинском обществе. И это не является секретом для него и его команды. Именно потому он чувствует себя в общении с мировыми лидерами уверенно. В связи с чем многие эксперты полагают, что в результате выборов в худшем случае Зеленский сможет возглавить Раду, поддержав другого своего кандидата в президенты. Таким образом, предстоящие выборы никаких дивидендов ни Трампу, ни Путину не принесут.
ИМПУЛЬСИВНЫЙ ТРАМП КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР РАСКОЛА В ЗАПАДНОМ МИРЕ
Помимо постоянного давления Трампа на европейских лидеров, чтобы те принудили Зеленского к капитуляции, американский президент внёс новую концепцию взаимоотношений США и Европы. В соответствии с ней США, оставаясь в составе НАТО, снимают с себя ответственность за судьбу Европы в противостоянии с Россией. А в перспективе США могут выйти из состава НАТО, оставив Европу один на один против России, но сохранив в Европе свои военные базы. Похоже, к такому развороту европейцы оказались не готовы. У них отсутствуют необходимые для противостояния России вооружённые силы и военная промышленность.
Внешне может показаться, что Европа очень зависит от США и не в состоянии противостоять решениям Трампа. Но это не совсем так, считают авторитетные эксперты. Позиции Трампа сейчас весьма уязвимы. Из-за его крайне противоречивой политики у него появилось достаточно много оппонентов как внутри США, так и за рубежом. Ни для кого не является секретом, что уровень доверия американцев действующему президенту США постоянно падает. Он уже достиг критического уровня в 30%. Доказательством этого являются итоги выборов мэра почти родного дачного города Трампа Майами. Там Республиканская партия потерпела болезненное поражение. Неожиданно для Трампа жители города впервые за последние 28 лет избрали мэром представителя Демпартии Эйлин Хиггинс, которая стала первой женщиной-мэром в истории города. При этом она победила республиканца Эмилио Гонсалеса, которого поддержали и лично Трамп, и губернатор штата республиканец Рон Десантис. Этот прискорбный факт наверняка скажется на положении Трампа и Республиканской партии перед предстоящими менее чем через год промежуточными выборами в Конгресс. Проигрыш в них может поставить крест на политической карьере Трампа.
Трамп, повторно выиграв президентские выборы, похоже, делает всё возможное, чтобы уничтожить свой авторитет как внутри страны, так и за рубежом. К таким шагам можно отнести откровенно авантюрную атаку на президента Венесуэлы, которого он назначил главным наркобароном страны. Впрочем, такой же оценке подлежит и его агрессивная авантюра против Ирана. Причём в обоих случаях он выступает вопреки позиции России. И если на Ближнем Востоке его верным союзником является вооружённый до зубов Израиль, имеющий одну из самых боеспособных и эффективных армий мира, то в Южной Америке у США такого союзника нет, и не предвидится.
КАК ПОДЕЛИТЬ ШКУРУ НЕУБИТОГО МЕДВЕДЯ?
Другой «камень преткновения» – использование российских денег, «замороженных» в Европе. Европейцы намерены дать Украине т.н. «репарационный кредит» в размере €140 млрд, гарантией возврата которого должны стать российские деньги, «замороженные» в банках Европы в связи с началом военных действий России. Но дело в том, что подобный кредит можно оформить только в том случае, если все европейцы будут уверены, что по итогам прекращения вооружённого конфликта состоится международный трибунал, который вынесет решение о наложении контрибуции на Россию за разрушенные объекты в Украине.
Но такая позиция европейцев встречает сопротивление Трампа, который хотел бы после окончания боевых действий налаживания взаимовыгодных отношений с Путиным, в рамках которых друзья и родственники Трампа могли начать свой бизнес в России и заработать на российских ресурсах приличные деньги. И если Трамп такое решение продавит, то никаких репараций на Россию никакой трибунал не наложит. В этом случае европейцам придётся деньги, выплаченные Украине под залог замороженных российских авуаров, России возвращать из собственных бюджетов, которые и без того, находятся в сложном положении.
Таким образом, Трамп фактически препятствует действиям европейцев по предоставлению Украине выделения репарационного кредита. Впрочем, решение по существу кредита Украине ожидается скоро – 19 декабря на саммите ЕС.
Заметное событие в Европе – это одобрение Евросоюзом бессрочной заморозки активов России до тех пор, пока Россия не откажется от боевых действий против Украины и не компенсирует украинской стороне ущерб, нанесённый за время боевых действий. До этого такие решения предпринимались каждые шесть месяцев и требовали нового подтверждения, чем активно пользовались такие страны-изгои, как Венгрия и Словакия. Они шантажировали ЕС, их благосклонность приходилось покупать. Принятое решение позволит лидерам ЕС использовать замороженные активы РФ для «репарационного кредита» Украине, чтобы она смогла удовлетворить свои финансовые и военные потребности в течение следующих двух лет.
Ещё одним «зависшим» вопросом остаются гарантии безопасности Украины, которые она ожидает от ЕС и США. Трамп хотел бы, чтобы эти гарантии легли на Европу, но у той нет такого военного и военно-технического потенциала, который бы сдерживал Россию. А с учётом желания США о выходе из НАТО этот вопрос становится ключевым для мира в Европе, которая реально готовится к противостоянию с Россией через четыре года. Правда, для Путина всё это не более, как «мышиная возня». У него другие приоритеты.
Сергей Конвиз
