«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Газета РИСК
 Логин: Пароль:

   Регистрация
   Забыли пароль?
   Помощь
 Архив
Архив
газеты
 Новости
События
в Туве
 Объявления
Куплю /
Продам
 Опросы
Наши вопросы,
ваши ответы
 Форум
Дискуссии,
обсуждения
 
Навигация
Случайная картинка
Ссылки
Для писем Основной сайт Мобильная версия сайта 
Лента новостей RSS Страница газеты РИСК в Телеграме Страница газеты РИСК в Blogspot 
Кто на сайте
Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Anonymous Гостей: 50
User Пользователей: 0

Связь установлена risk-inform.ru
Anonymous Гостей: 135
User Пользователей: 0

Версия для печати
A- | A | A+  12pt
№8, 2 октября 2012 года.
Молоком по бюрократии!

Молоком по бюрократии!

Газета уже сообщала о том, что в местечке Чал-Кежик появился небольшой модульный молокозавод мощностью переработки 1000 литров молока в смену. А в Кызыле стали продавать молочную продукцию марки «КФХ Оюн». Особый резонанс этому событию придал тот факт, что хозяйкой «КФХ Оюн» является супруга опального спикера парламента Тувы, ныне оппозиционного политика В.Оюна Чечена Хурен-Дашовна Оюн. В связи с чем, казалось бы, обычный случай хозяйственного характера оказался чуть ли не событием политического плана. Появление небольшой заметки в газете оказалось достаточным, чтобы в блогосфере на сайте газеты пошла волна. И связано это было в первую очередь с контрастом итогов деятельности двух общеизвестных политических оппонентов – нынешнего Главы правительства Тувы Ш.Кара-оола и бывшего спикера тувинского парламента В.Оюна. Первый за пять лет руководства прославился созданием за счёт средств, выделенных Россией на развитие сельского хозяйства республики, водочной линии, а второй на свой страх и риск поставил в глубинке новейший молокозавод. Сравнение оказалось явно не в пользу Кара-оола, который, по мнению многих, за пять лет так и не продемонстрировал ни государственного мышления, ни воли к решению серьёзных задач, ни ответственности перед населением за принимаемые решения.

Впрочем, сейчас речь пойдёт не о промахах Кара-оола, а об успехах Оюна.

Мы приехали в Чал-Кежик, и что нам сразу бросилось в глаза? Конечно, красивая блочная система внешне сильно отличается от того, что мы привыкли наблюдать на старых молокозаводах. Сразу видно, что это абсолютно современное производство. Когда мы приехали, завод еще не работал. Причина – отсутствие электроэнергии. Как оказалось – частая проблема и постоянная головная боль работников. Вскоре сообщили: силовой трансформатор, обеспечивающий электрической энергией населенный пункт и завод, вышел из строя. Проблема серьезная, потому что производство молока – это непрерывный цикл. Насмотревшись на новенькое оборудование, мы попросили Василия Майлоловича рассказать, как они пришли к идее поставить в глубинке такой завод и каковы их с Чеченой Хурен-Дашовной планы на будущее.

Молоком по бюрократии!

– Кто мотор этого проекта?

– У меня прекрасная супруга, моторная. Повезло мне с женой. Идея появилась у нас в прошлом году, когда начали надаивать много молока. У нас же свое стадо, свой скот. А молока столько, что некуда его девать. Попытались продавать молоко на розлив. Но наш молочный рынок заполнили соседи из Хакасии, Красноярска, Омска, Томска и даже Европы. Производство у них серьёзное. И даже то, что они, как правило, разливают в тетрапаки разведённое сухое молоко, не мешает им успешно конкурировать с молоком местным. Горожане уже давно не ходят в магазин с бидонами – им нужно молоко и другие молочные продукты расфасованными. Так что в этот рынок без расфасованных молока, сливок и кефира лучшего качества и приемлемой цены не войти.

Более полугода мы прорабатывали вопрос с установкой молочной линии. Заметьте – не построить завод, а установить молочную линию. Наше высокое начальство любит запрещать, а строительство – это как раз путь по разрешительной схеме. Мы изучили рынок производителей молока и остановились на новосибирском производителе «Маком». Посчитали экономику. Стандартная окупаемость проекта – три года. Главную роль в осуществлении плана сыграла моя жена. Она – Глава крестьянско-фермерского хозяйства. Деньги нужны были солидные. И она обратилась в тувинское отделение Россельхозбанка. Но тут выяснилось, что это самый недоступный для сельхозпроизводителя банк. Казалось бы, банк по своему назначению должен был бы работать с производителями товаров сельского хозяйства. То есть с фермерами, животноводами. А этот банк работает непонятно как. Его руководитель Баян любит путешествовать по свету, ездит по России. А пока он ездит, решать вопросы о выделении кредитов вообще некому.

Бизнес есть бизнес: при оформлении кредитов и займов важно не упустить сроки. Поэтому в его отсутствие нам просто отказали, не объясняя ничего. Хорошо, что в стране не один банк. После этого жена обратилась в Сбербанк. Оказалось, что это самый доступный и демократичный банк. И не только у нас в республике. Думаю, что в стране – тоже. Если они видят в бизнес-плане перспективу, то для выдачи кредита нет никаких препятствий. Они изучили бизнес-план и сразу дали «добро» в течение, по-моему, одного дня. Начали работать с мая, в течение 4-х месяцев все установили. Было очень много согласительных процедур. Но мы достаточно оперативно получили заключение энергетиков, пробурили свою скважину и получили на нее паспорт. Что касается модульного оборудования завода, то оно сертифицировано главный врачом Роспотребнадзора России Онищенко. Наш завод имеет по России порядковый номер 13. Когда мы проводили переговоры с нашими партнерами и поставщиками завода, одним из условий было обучение наших технологов и специалистов. Так что в течение месяца проводилось обучение, и проблем с кадрами у нас нет.

Молоком по бюрократии!

Качество продукции гарантированно технологией. Поэтому мы успешно конкурируем с «Отборным» молоком. Модульный молокозавод выпускает пастеризованное молоко, сливки, сметану, кефир, творог и сыр. Сейчас мы работаем на молоке только собственного производства. Но к нам уже обращаются соседи, желающие сдавать нам молоко. В Кызыле организована торговля нашей продукцией в 10 торговых точках. Также еженедельно торгуем на ярмарке в столице. Мы довольны: наша продукция не залеживается. Молоко – 36 рублей бутылка в 950 гр., кефир – 35 рублей, сметана – 100.

– Вы ученый на своем горьком опыте. Правительство завело на вас уголовное дело. Вы не боитесь, что правительство снова что-нибудь придумает, провокацию какую-нибудь?

Молоком по бюрократии!

– У нас охрана, видео-наблюдение, люди обучены.

– Ворам не на что надеяться?

– Нет. Часто можно слышать, что в нашей глубинке в районах люди не хотят или не умеют работать. Потому и нет развития сельского хозяйства, а население живет плохо. Но мы видим, какие замечательные специалисты у вас работают, грамотные. К тому же замечательно говорят по-русски. Да что там говорить – у нас резервы есть, в любом районе можно найти хороших специалистов. Вся проблема в том, что у нас много невостребованных специалистов.

– Почему в других районах нет таких заводов, подобных этой линии?

– Об этом лучше спросите у наших руководителей. Мы ведь пошли на этот проект, чтобы показать населению Тувы, что у нас есть качественный товар, что мы можем это делать. В Туве можно без проблем построить мини-перерабатывающие заводы по мясу, молоку. Была бы политическая воля.

– Вы серьезный человек и достаточно опытный: вы работали в правительстве и парламенте, вы понимаете, что делать такой сложный технологический бизнес в условиях Тувы – это определённый риск. Не случайно ведь у вас были проблемы с оформлением земли, с банком. И эти проблемы, видимо, так просто не закончатся. Вам где-то свет отключат, «вдруг» приедет санитарный надзор, нападут какие-нибудь «шальные» бандиты... Вы же знаете, власть скажет – все найдут. Нарушения увидят там, где их и нет. У нас нет условий нормальных для ведения бизнеса. У нас такие законы, что можно привязаться хоть к столбу. На что вы надеетесь? Как в случае с кражей скота в 2010 году, правительство запросто может натравить на вас правоохранителей и бандитов. У вас большой коллектив, все люди завязаны на жизнеспособности вашего бизнеса. Хватит духа противостоять административному нажиму?

– Вы абсолютно правы. Когда мы начали реализовывать этот проект, нам сразу же стали ставить препоны, начиная с отвода земли. Подключили местную прокуратуру, Наконечного. И сейчас это делают. Откуда «дует ветер», понятно. Дело дошло до того, что представитель правительства бегает и кричит на всех углах, что заводу якобы не дали разрешение. Пришлось обратиться к федеральному инспектору Александру Сергеевичу Попову. Спасибо ему, он здорово помог.

– Получается, что местная власть против, а федеральная – за?

– Да, Попов поддержал наш проект. Когда мы ему рассказали, он очень заинтересовался, и в некоторых вопросах помог.

– Чечена Хурен-Дашовна не первый год работает в сельском хозяйстве. Но вот что-то среди передовиков, награждённых животноводов-тысячников, ее никогда не показывают.

– Да, есть такое. В Минсельхозе говорят, что глава правительства запретил считать ее тысячницей. Сказали, что ей удостоверение должны были вручить, хотели подписать его, но побоялись показать председателю правительства. У них там такие порядки: а вдруг рассердится Глава? Потом сказали, что удостоверение отправили в район. До сих пор не вручили.

– Такая вроде бы мелочь, но очень показательная. Мы же видим, народ трудолюбивый, климатические условия соответствуют, казалось бы работай и работай...

– В парламенте мы приняли закон на 2010-12-е годы по поддержке сельских товаропроизводителей. Он действует до сих пор. Если предприниматель ставит завод, линию по переработке продукции сельского хозяйства, государство выделяет ему субсидию, тем самым возмещая некоторую часть затрат. Но нам ее не дали. Другим разрешают, а когда хозяйка обратилась, ей отказали. У них там везде «политика». Но по закону же положено, есть российское, есть тувинское законодательство по субсидиям.

– Все больше людей в Туве занимаются криминальным сбором конопли. Мы же понимаем, что как только будут развиваться производства по мясу, молоку, шерсти, как только люди будут заниматься делом, они перестанут рисковать своей жизнью и здоровьем. На то ведь и правительство, что оно должно поддерживать, а не мешать, не запрещать. А правительство Тувы ведет себя аморальным образом, и этому необходимо давать общественную оценку.

– Прежде всего, надо надеяться на себя.

– Скажите, а из правительства нашего местного приезжали, чтобы опыт перенять?

– Никого не было. Приезжают люди, местные жители. Очень интересуются, хотят тут работать, предлагают помощь. Но люди говорят, что наше правительство запретило сюда ездить, кому бы то ни было.

– Наш председатель правительства ездит по стране, в Китай, все ищет, у кого бы поучиться. Министр сельского хозяйства тоже разъезжает по стране, все изучает. Может быть, Вы им как-нибудь препятствуете?

– Да уж, конечно... Представители правительства заставляют местных жителей, чтобы они протестное письмо написали, что завод якобы стоит в неположенном месте, в санитарной зоне. Хотя он стоит на бывшей производственной базе совхоза. В трехстах метрах от жилого сектора.

– Вы давно не давали интервью нашей газете. Как вы оцениваете нынешнюю политическую ситуацию? Хуже она стала, лучше?

– Ужасная, она хуже, чем при Ооржаке. Вы сами сказали, раньше после 90-х годов, есть рабочие места¸ фермы, заводы какие-то. А когда нет предложений? Что остается, умирать, как мамонтам? Нет альтернативы.

– Какой процент населения вовлечен в наркобизнес?

– Сложно сказать, но кормит конопля Туву, альтернативы же нет.

– Но на Ваших-то полях убирают морковку, капусту, картошку, зерновые...

– Я же говорю, рабочих мест нет, альтернативы нет, что им делать? Я даже в чем-то согласен с Нарусовой, помните, она говорила, надо легализовать сбор конопли. Я даже не знаю, что без конопли бы делали люди? При Ооржаке же тоже был наркобизнес. Правда, Ооржак это не поддерживал. И так, как сейчас, он властями не поощрялся никогда. Да и как может не поощряться, если главная семья этим занимается, а родной брат председателя правительства отсидел за это срок?

– Как Вы относитесь к выборным процессам в Туве в последнее время?

– Как можно проводить выборы без альтернативы? На одного человека указали, и он должен быть депутатом или начальником. В Бай-Тайге даже подставных не было. Это не демократия, разве это выборы? А какие порядки царят в ИКах и ТИКах, все безобразия, получается, идут оттуда! Удивляюсь, зачем-то из Кызыла отправляют бывших клерков, министров. Власть должна расти из муниципалитетов, а не наоборот. А они взяли, из Кызыла командировали бывшего министра внутренних дел. Ну какой из него администратор?

– К тому же достаточно вспомнить, как он жульническим образом стал депутатом парламента и его оттуда по суду выперли. Да что там Монгуш. Какой район ни коснись, там главы либо пьяницы, либо мошенники. Почему нет нормальной селекции?

– Сейчас Глава сетует, что муниципальная власть засорена непрофессионалами... Не надо вмешиваться в выборы. Народ в районах сам знает, кто чего стоит. А вмешательство правительство только вредит. И не надо делить людей на красных и белых.

– Скажите, Вы собираетесь идти во власть, и если да, то когда? Нас спрашивают, когда Оюн соберет свою команду, когда во власть пойдет?

– У меня были не самые простые времена. Меня хотели сделать судимым. Не вышло. Мы изучаем ситуацию.

– Вы считаете, что теперь у Вас руки развязаны?

– Да, и у нас есть команда единомышленников.

– В последнее время у нас появился еще один лидер. Орус-оол. Как вы относитесь к появлению новых фигур?

– Отношусь хорошо. Чем больше таких ярких, достойных людей, тем лучше.

– Как Вы думаете, протестные настроения будут уменьшаться или нарастать?

– Конечно, будут нарастать. Людей разделили на своих и чужих. Дают работать тем, которые приближены к одному человеку.

– Какое самое большое зло, почему за последние пять лет Тува так сильно деградировала?

– Республикой руководят те, кто не работал на низовом уровне. Они вмешиваются не в свои дела, в местное самоуправление. Главная проблема – непрофессионализм.

– Как Вы думаете, долго ещё ждать нам перемен?

– Недолго. Время летит стремительно. И оно – необратимо. Но нужно, чтобы само общество созрело для перемен. Вспомните 2005-06 годы. Долго держать и не пущать невозможно. Люди хотят жить свободными. Времена современного феодализма проходят.

– Спасибо Вам за интервью.

– Приезжайте ещё.

Беседу вёл Кондрат Пчёлкин.

(прочитано 3208 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 8:
up
Свежий номер ::  Архив газеты ::  Форум ::  Юмор ::  Новости ::  Добавить новость ::  Доска объявлений ::  Обратная связь
up
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru