«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Газета РИСК
 Логин: Пароль:

   Регистрация
   Забыли пароль?
   Помощь
 Архив
Архив
газеты
 Новости
События
в Туве
 Объявления
Куплю /
Продам
 Опросы
Наши вопросы,
ваши ответы
 Форум
Дискуссии,
обсуждения
 
Навигация
Случайная картинка
Ссылки
Для писем Основной сайт Мобильная версия сайта 
Лента новостей RSS Страница газеты РИСК в Телеграме Страница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTube 
Кто на сайте
Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Anonymous Гостей: 45
User Пользователей: 0

Связь установлена risk-inform.ru
Anonymous Гостей: 164
User Пользователей: 0

Версия для печати
A- | A | A+  12pt
№3, 26 января 2011 года.
Оставьте в покое Буян-Бадыргы!

Оставьте в покое Буян-Бадыргы!

С историей надо обращаться осторожно!

Идет оживленная дискуссия по интернету на тему: «Ставить памятник в Кызыле гун нояну Монгуш Буян-Бадыргы, первому премьер-министру ТНР, в обнимку с полпредом РСФСР в Урянхайском крае Иннокентием Сафьяновым или без?». А есть и совершенно другое мнение...

Незнание законов и истории не освобождает от ответственности за дезинформацию или преднамеренное сокрытие документальных фактов. Не имеет значения, кто это совершил, президент, председатель, депутат, рядовой научный работник или известный общественный деятель. Здесь под любым благим намерением, начиная от борьбы с экстремизмом, передергиванием фактов или укрепления дружбы между народами, может скрываться обыкновенное мошенничество, освобождение от ответственности за совершенное преступление, попытка незаслуженного возвеличивания своего родоплеменного имиджа или принижения заслуг и унижения доброго имени кого-либо.

С историей нельзя так легкомысленно обращаться, она может ударить кулаком Гитлера по морде тому, кто пытается забыть ее. Тем более, если по нашим улицам уже маршируют фашисты и скинхеды. А наши молодые руководители называют это «обыкновенным хулиганством», а мы, журналисты и писатели, вместо того, чтобы бить во все колокола, привираем или скрываем это от общественности в угоду невеждам, случайно попавшим во власть. Совсем недавно вот такой же «обыкновенный фашизм» унес жизни 25 миллионов наших сограждан. Мало? Каждый, кто выходит со своим «мнением» на интернет, должен помнить это, должен быть достаточно информированным и компетентным по рассматриваемой теме, знать и помнить о грозящей опасности. Надо всегда говорить правду и по существу данной темы...

Как великорусский шовинизм расплющился о великоханьский. Есть такая притча. Когда генсек Н.С.Хрущёв предложил Китаю построить в Порт-Артуре памятник русскому адмиралу Макарову, погибшему в морском сражении с японской эскадрой в 1905 году, председатель Мао-Цзедун ответил: «Тогда вы поставьте в Москве памятник монгольскому генералу Субедею, захватившему и поработившему Русь...»

Я по поводу полемики о двух государственных деятелях, чьи имена связаны с историей Тувы. Эти люди, совершив множество исторических ошибок, принеся людям страдания, безвестно ушли в мир иной. Одного звали Монгуш Буян-Бадра-хуу, другого Иннокентий Сафьянов. Первого считают «основателем тувинского государства», хотойтинским гун-нояном, наследным принцем Ухри-Дао Даа хошуна Сесен-хаановского аймака Монголии. Второго, представителем Советской власти, уполномоченным Совнаркомом по делам в Урянхайском крае. Кто они на самом деле? Вот вкратце.

Настоящего имени его никто уже не помнил, когда его усыновил наследный нойон Даа хошуна Сесен-хановского аймака Монголии Цагаан-Монгуш Хайдав Ухри-дао. Здесь необходимо дать пояснение, что с момента создания Великого Монгольского государства Чингисхана, различные рода, племена даже народы, нации, населявшие Саяно-Алтайское нагорье, подпали под прямое подчинение Западной Монголии, Дзун-Кар (Джунгарии). И правили этими народами только наследные монгольские наместники Ухри-Дао.

Монголы никогда не доверяли инородцам властные полномочия. Поэтому народы Саяно-Алтайского нагорья, как-то, сибирские татары, шорцы, телеуты, хакасы, тувинцы, уранхайцы, буряты, даурцы, эвенки, эвены, ульчи согласно монгольским законам Ясы, считались рабами-кыштымами или «боголами» и не имели права даже на свободное передвижение, самоопределение, подвергались насильственной ассимиляции и истреблению. На территории Западно-Монгольских княжеств, которые в те времена располагались в пределах Сибири (Улусы Джучи и Чагатай ханов), полицейские и карательные функции в случае возникновения бунтов и нарушения законов Ясы со стороны инородцев, возлагались на внедренные монгольские военные племена-поселения ойратов, найманов, калмыков, дюрбетов, халхов, дархатов, торгутов и т. д.

В 1928 году следователи МВД ТНР пытались обвинять Буяна-Бадыргы в «шпионаже» на стороне гоминьдановского Китая.

По известным данным, на территории Западной Тувы (Хемчике) военно-полицейские функции выполняли внедренные западномонгольские племена из числа «белых» калмыков: монгуш, ооржак и сат. На территории Восточной Тувы (Урянхая), после захвата Западномонгольской Джунгарии маньчжуро-китайскими захватчиками в ХVIII веке, в состав которой входили Хемчик и Урянхай, начиная от первого Амбын-нойона, Синцзян-Уйгурского князя Хуралбая, роль надзирателей выполняли представители местных тюркских и незнатных смешанных монголо-тюркских родов: оюны, салчаки и дархаты. Остальные рода и племена урянхайцев монголами назывались одним названием – сояны. Кстати, удивительно, что китайцы до сих пор так называют русских, «соянь» или «суянь».

В Татарстане уже долгое время идут ожесточённые споры вокруг установления и одновременно сноса памятников: с одной стороны – памятник освободителям Казани, с другой – защитникам этого города. «Освободители» и «Защитники» – герои шестисотлетней давности, потомки Чингис-Хана и русских князей! К чему могут привести необдуманные решения на государственном уровне у нас в Туве?

Теперь продолжим речь о Буин-Бадра-хуу. Всего несколько человек в Аянгаты помнили его родную мать, молодую девушку из Хондергея, из рода сат. Родного отца его никто не мог знать. Только в двадцатых-тридцатых годах прошлого уже века пожилые люди из Бай-Тайгинского Кара-Холя называли имя его отца, якобы, он был из рода «кара-сал». Это – обок (омак) иргитов-мергитов, казахский род, кочевавший в верховьях Иртыша и вокруг озера Зайсан, пригнанный китайским Богдыханом для ведения скотоводства на опустошенных китайскими карателями территориях Урянхая и Хемчика.

Иннокентий Сафьянов, русский купец, родом с реки Туба на территории Красноярского края, безумно влюблён в Урянхай. Он принял идеи марксизма, стал членом РСДРП, затем ВКП(б).

Но старый Монгуш Номчула не был родным отцом его. Тем более, его пожилая жена не могла быть матерью будущего Хемчикского нояна. Легенда гласит, однажды летом Ухри-Дао Хайдав попал в пути под сильный дождь. Сверкали молнии, гром гремел. От непогоды ноян укрылся в бедной юрте старика Номчула. Вот там рожала эта девушка. А пожилая жена Номчулы принимала роды. Вот так в присутствии монгольского нояна Ухри-Дао летом 1892 года (год дракона) родился мальчик. Ноян воспринял встречу с роженицей в пути хорошим знаком и решил малыша усыновить и привязал к его ручонке ленточку-чаламу. Ухри был бесплодным и больным нефритом, посему не имел своих детей. Желание нояна – закон для черни. Но эта красивая легенда, никем не проверенная...

Салчак Тока. Настоящее его имя Тыкы. Говорят, его отцом был кулак Чолдак Степан. Он был Минусинским (по-хакасски Моон-Суг) хакасом из рода Хаас. В Государственном архиве Тувы имеется письмо Чолдак Степана, адресованное премьер-министру Тувы Буяну-Бадыргы, с просьбой послать его сына, Кол Тыкы, на учёбу в Москву.

Через год малыша забрали ламы Чаданского монастыря, и малышу с нетипичным для монголов европеоидным лицом, дали тибетское имя Буин-Бадра-хуу. По-тувински, Буян-Бадыргы.

Получается, Буян-Бадыргы человек не знатный, из простого, возможно, даже не монгольского, а уранхайского рода. Хотя мать его из монгольского рода «сат». В истории с усыновлением Буян-Бадыргы очень много загадок и домыслов. Как мы уже говорили, в те времена Даа хошуном мог править только человек «белой, монгольской кости» из хотогойтинских калмыков-ойратов, дюрбетов или халхов. Это и понятно, Западная Тува – Кемчуг (Хемчик) уже более 600 лет находилась во власти западных монголов и ею правили отпрыски только монгольских родов. Монголы особо ревниво относились к вопросу престолонаследия. Даже маньчжуро-китайская империя Цин, захватив Монголию, оставила властные полномочия монголов над вассалами.

Вот так, по слепому случаю судьбы, «тувинский» мальчик «полукровка», стал повелителем Кемчуга, земли подвластного могучим монгольским ноянам Ухри-Дао. Это беспрецедентный случай в истории Центральной Азии. Здесь, по крайней мере, со времен Великого тюркского каганата человек из урянхайского (тюркского) рода не становился главой государства.

(продолжение следует)

Игорь Иргит,
Заслуженный деятель искусств Республики Тыва

(прочитано 2950 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 3:
up
Свежий номер ::  Архив газеты ::  Форум ::  Юмор ::  Новости ::  Добавить новость ::  Доска объявлений ::  Обратная связь
up
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru