Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_952.html
№8 за 4 марта 2009 года

СТОЯТЬ ЛИ В КЫЗЫЛЕ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРАМУ?

Правозащитники обеспокоены ситуацией вокруг строительства православного храма в Кызыле

Москва. 27 февраля. ИНТЕРФАКС – Правозащитный центр Всемирного русского народного собора просит власти Тувы оказать содействие в строительстве православного собора в столице республики Кызыле.

«Мы получили обращение группы депутатов Великого Хурала Тувы, обеспокоенных проблемами развития православия в республике», – сообщил корреспонденту «Интерфакс-Религия» в пятницу директор Правозащитного центра Роман Силантьев.

По его словам, авторы обращения попросили помощи Всемирного русского народного собора в деле завершения строительства Православного Храма в Кызыле, которому мешают как проблемы с финансированием, так и негативное, по их словам, отношение местных властей.

«На время моей командировки в Кызыл летом 2005 года усилиями одного из авторов обращения была достроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, а готовность собора составляла 60%», – отметил собеседник агентства. По его словам, впоследствии крупную сумму на православный храм в Кызыле пожертвовал также президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

«С 2006 года строительство собора застопорилось, причем не только и не столько из-за финансовых причин», – добавил Р.Силантьев, подчеркнув, что «должен с сожалением констатировать рост русофобских и антиправославных настроений в республике».

По мнению правозащитника, «хотя буддизм исповедуют большинство жителей Тувы, ее властям все же следует уделять больше внимания православной общине республике и не тратить все средства, выделяемые на строительство и восстановление религиозных объектов, только на буддийские храмы».

В настоящее время православная община составляет около 18% населения Тувы, которое преимущественно исповедует буддизм и шаманизм.

interfax-religion.ru

Похоже, и в Москве растет понимание религиозных, а в корне этнических проблем национальных окраин. Особенно сейчас, в период жесткого финансового и экономического кризиса, когда у федерального центра нет серьезных ресурсов для оперативного латания свехдотационных местных бюджетов. А как говорил персонаж «Свадьбы в Малиновке»: «Какой же ты атаман без золотого запасу?». На зыбкой почве предчувствия ослабления федерального центра начинает проявляться сепаратистская сущность местной этнической элиты. В Туве вдруг возникла идея заставить Кремль согласовывать со своими наместниками в регионах (теперь тоже ставшими назначенцами) кандидатуры руководителей федеральных служб – прежде всего, силовиков. Цель понятна – собственная безопасность и возможность безнаказанного личного обогащения. В Дагестане «стихийно собравшаяся» толпа лезгин не пустила в кабинет вновь назначенного руководителя налоговой службы, и ему пришлось с позором убираться из республики. Еще дальше пошел националистически настроенный депутат из Якутии – публично заявил о намерении создать суверенное государство. А ведь действительно – почему южноосетинцам и абхазам можно, а якутам – нельзя?

В Туве о таком экстремизме речи пока еще нет. Но недаром сказано в писании «судите по делам их». Если в терминах уголовного кодекса – «по результатам их деяний».

А результаты на сегодня таковы: в высшем руководстве республики все должности замещают представители коренной национальности, то же самое и в столице республики. Номинально считающийся главой города В.Тунев, по сути, представляет из себя жалкую и ничтожную личность без какой-либо возможности принимать мало-мальски серьезные решения. Похоже, единственное его достоинство в глазах даргаларов – уголовное дело о вымогательстве, по которому он недавно находился в розыске. Срок давности по нему еще не истек. Известно: такая биография и страх потерять личный бизнес – лучшая гарантия послушания.

При некотором увеличении населения республики (на 1 января 2009 г. оно составило 314 тыс. человек и увеличилось по сравнению с 2007 годом на 0,8%), по данным статистики, в прошлом году в республику приехало 878 человек, а выехало – 2905, миграционная убыль составила 2027 человек. Поток покидающих республику неуклонно увеличивается – в 2007 году миграционная убыль составила 1701 человек.

Кто уезжает и почему? Ш.Ооржак не особенно скрывал свои планы, а однажды даже заявил как о достижении, что Тува стала «мононациональной» республикой. Нынешний руководитель – дипломированный философ, правда, пока без ученой степени, но языком молоть зело горазд. Пока таких грубых ляпов из осторожности не допускает. Все-таки – не всенародно избранный.

Так почему же уезжает некоренное население? Самый простой ответ – низкий жизненный уровень, отсутствие работы и перспектив. Однако, на недавней встрече с председателем правительства В.Путиным Ш.Кара-оол очень резво докладывал о том, как все у нас под его мудрым руководством «растет и зеленеет»: уровень бедности якобы снизился с 50,8 до 33%, собственные доходы – с 23 до 30%, безработица с 22,3% скатилась до 17%, среднедушевые доходы достигли уровня в 5127 рублей, а сейчас – 13 тыс. 800 рублей. И даже индекс физического объема назло мировому кризису по итогам прошлого года у нас «повысился на 113% и составил где-то порядка 3 миллиардов 900 миллионов рублей».

«Жить стало лучше – жить стало веселее!» – ну все как при Сталине. А людишки не понимают этого и бегут почти так же, как в начале 90-х на волне «бичелдеевской суверенизации». Вероятнее всего, статистика хромает достоверностью. С чиновниками такое бывает – порой хочется отрапортовать погромче. От этого сильно заносит и появляется желание приврать. Для примера – в отчете о встрече с Путиным тувинский правительственный сайт сообщил, что Кара-оол главе правительства России будто бы похвастался: собственные доходы республики увеличились на 30%. Неужели в нашем правительстве нет понимания, что между «до 30%» и «на 30%» – дистанция огромного размера? Или есть уверенность, что главе федерального правительства нагло врать очень опасно, а местный потребитель информации проглотит какую угодно чушь?

Интересно, что первыми нездоровую атмосферу в республике почувствовали религиозные правозащитники. Наверное, потому что верхушка этнической бюрократии даже не пытается скрывать своих устремлений в этой сфере. Руководство республики демонстративно участвует в возведении строящегося ударными темпами «Устуу Хурээ», где официальным заказчиком является УКС правительства РТ, в национальном музее, возведенном на федеральные деньги, буддизму посвящена отдельная экспозиция. И на этом фоне совсем другое отношение к православным. Долгие годы стоит, как в руинах, недостроенный храм в районе телецентра. Нет, строить пока, вроде, и не мешают, но и помощи – никакой. Хотя, наверное, совсем не случайно давление правительства на строительную организацию, взявшуюся возводить Храм. Работают в ней преимущественно русские рабочие и инженеры, люди верующие. Странно, но именно с этой организацией правительство не желает рассчитываться по объектам, отстроенным по республиканскому заказу. Тут и школы, и оздоровительный центр – всего почти на 30 млн. рублей. Думается, такая позиция официального Главы правительства – не случайна. Кара-оол на словах – чуть ли не правоверный христианин, особенно когда под прицелами телекамер, растелешившись, ныряет в крещенскую прорубь, а потом восторгается, как у него в мозгу просветлело. Но это только слова.

Чрезвычайный министр С.Шойгу инициировал, как теперь выяснилось, совершенно бесперспективный проект «Пор-Бажын». Собранные с лояльных власти олигархов деньги ушли в песок. А ведь Сергей Кужугетович, как утверждают осведомленные источники, – крещеный, а по языковой принадлежности – абсолютно русский человек. По крайней мере, никакими другими языками, включая иврит, не владеет. Однако, жизнь показывает: для буддистов пользы от него гораздо больше.

Впрочем, мы наблюдали, как иные красномордые коммунистические партаппаратчики на глазах розовели и становились демократами, а потом и вовсе правоверными заединщиками. А заглянуть в корень, так у некоторых особо хитрых и обрезание на всякий случай учинено – как бы чего не вышло. Кстати, и наш земляк тоже не святой – когда-то занимал должность инспектора ЦК КПСС по Красноярскому краю, содействовал насаждению атеизма.

Благо, нынешнее руководство четко определилось в ориентации. Путин говорит прямо, что он – русский националист и Медведев в этом отношении его не хуже. На церковных службах наши руководители в первых рядах. Не пора ли от слов перейти к делу?

Однако Сергей Кужугетович принимать какое-либо участие в возведении православного храма наотрез отказался. Есть на этот счет даже официальный документ. Видимо, его сейчас гораздо больше интересует проблема уголовного преследования ничтожной кучки негодяев, отрицающих нашу победу в Великой Отечественной войне. Наверное, это очень важно. Даже – скорее всего. Только как бы в пылу азарта потом не затеять травлю тех, кто отрицает величие действующего руководства...

Хорошо все-таки, что не все инициативы нашего земляка воплощаются в жизнь. К примеру, это он призывал штрафовать тех, кто не ходит на выборы, а особо злостных «уклонистов» лишать гражданства. Говорят, что инициатива заглохла, потому что чиновники так и не пришли к общему мнению, а куда затем девать этих лишенцев. Их даже в армию после этого забирать нельзя, и депортировать некуда. А следом «ЕР» вышла с инициативой отмены порога явки избирателей, и теперь достаточно посещения избирательного участка тремя активистами, чтобы избрать мэра или депутата.

Между тем, в Кызыле до сих пор так и нет мемориала с упоминанием каждого земляка, сложившего голову на фронтах войны за нашу свободу. Десятилетия этого добивается несколько оставшихся в живых участников Отечественной войны. Как-то даже объявлялся сбор пожертвований. Потом сборщики пропали вместе с пожертвованиями.

Вот бы куда направить кипучую энергию Шойгу. Или уж, на худой конец, – на борьбу с лесными пожарами. За это он даже деньги получает. А также звания и почет. Но леса горят, а он во всем корит железнодорожников – не вовремя шлифуют рельсы...

Сегодня православные храмы – последнее прибежище русских в национальных окраинах. Именно так было в Чечне. Они – важнейшее доказательство российского присутствия в регионах. Это знак и символ. Наверное, поэтому он и не нужен сепаратистски настроенной части местной национальной элиты, недоуменно поднимающей брови при публичном обсуждении вопроса.

Но пока в Туве жив хотя бы один русский, мы должны ставить вопрос равных прав, в том числе и на отправление религиозных обрядов.

А. Гаврилов