Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_5651.html
№22 за 15 декабря 2015 года

Как министр транспорта обманул водителей, депутатов и премьер-министра Медведева

Как министр транспорта обманул водителей, депутатов и премьер-министра Медведева

Парни, которые сейчас стоят на стоянке для большегрузов на трассе «Дон» под Москвой, конечно, меня не поддержат – они против политизации конфликта, против всех партий и активистов. Но я – не дальнобойщик, а журналист, и поэтому имею право – от своего имени, не от их, – заявить: министр транспорта Максим Соколов должен, конечно же, уйти в отставку.

Министерство транспорта фальсифицировало цифры по введению системы взимания платы «Платон», реализовало сценарий кризиса, который был бы неподвластен никакому Госдепу, поставив на грань выживания несколько миллионов людей.

Коротко об аргументах в пользу введения «Платона» – и о реальном положении дел.

«Ущерб, который наносит дорогам грузовая фура, сопоставим с ущербом от пробега 60 тысяч автомобилей», – говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ.

Это ложь. Сами чиновники Росавтодора – федерального агентства при Минтрансе – в марте нынешнего года одну фуру сравнивали с «25-50 тысячами» легковых автомобилей. Разброс в два раза. Доказательств о «сверхущербе» от фур – никаких. Просто потому что не представлены достоверные методики исследования.

«Новая система ударит по «серому рынку» перевозок».

Это ложь. Водитель не может выйти на трассу, не заплатив транспортный налог. Транспортный акциз заложен в стоимость топлива. Большинство расчетов сегодня идет «по безналу», с заработанных средств водители не могут не платить налоги.

«Оплата за проезд будет незначительна».

Министерство транспорта представило публике расчеты, согласно которым фура проезжает в день в среднем 28 километров в месяц. Потом пересчитали: 50 километров. Основываясь на этих данных, получается и правда немного.

Только к реальности эти цифры никакого отношения не имеют. Во время рейса за день фура может преодолеть и 500 километров, и 800. Нужно учитывать дни простоя, когда, например, нет заказов. Но и тут у дальнобойщиков выходит, что средний пробег в день – 250-300 километров.

Итого – 7-10 тысяч километров в месяц. По нынешним расценкам – 1 рубль 51 копейка – водитель должен доплатить от 10 до 15 тысяч в месяц. Исходя из будущей цены за километр в 3 рубля 73 копейки (с марта 2016-го) в месяц нужно будет заплатить больше тридцати. Это делает невозможным деятельность небольших транспортных компаний и индивидуальных предпринимателей, у которых одна-две машины. Тезис о том, что за все заплатит потребитель, неверен. В условиях кризиса многие заказчики не в состоянии ни снижать рентабельность производства, ни повышать себестоимость продукции: они проигрывают конкурентную борьбу с китайскими, к примеру, товарами.

«Повышения цен не будет».

На заседании совета по правам человека министр транспорта Максим Соколов посчитал, что если везти, скажем, минеральную воду с Кавказа в Москву на условную тысячу километров, то после введения системы «Платон» удорожание произойдет примерно на 7 копеек за бутылку.

Это ложь. В производство каждого товара заложено от четырех до шести логистических операций. Например, чтобы произвести бутылку молока, нужно доставить корм на ферму, необходим ремонт, надо привезти тару и так далее. Реальный рост цен из-за введения системы «Платон» не просчитан.

В мае этого года в Минэкономразвития говорили об инфляции в 5% – то есть о повышении цен вообще на все товары и услуги. В сентябре глава Сбербанка Герман Греф озвучил более скромный прогноз: 1,5% инфляции.

Минимальный рост, о котором говорили представители ассоциации «Дальнобойщик», – это 5-7%.

«Мы используем западный опыт – посмотрите, сколько платят за дороги в Белоруссии и Германии».

Действительно, проезд по дорогам Германии и Белоруссии платный, однако инициаторы ввода системы «Платон» умалчивают о нескольких обстоятельствах.

В Белоруссии 85-90% транспортного потока – транзит; абсолютно логично, что государство берет деньги за проезд по единственной трассе Смоленск – Брест.

В Германии от 40 до 60% транспортного потока – транзит, следующий из портов Гамбурга и Амстердама. При этом автобаны строятся и содержатся за деньги налогоплательщиков. И там, и там речь идет о дополнительном налоге для иностранных перевозчиков. Иностранные перевозчики у нас – это полпроцента, в России «новый налог» будут платить фуры, которые занимаются внутренними перевозками.

Итого: после запуска «Платона» системные грузоотправители фиксируют нехватку транспорта на разных направлениях и видах перевозок от 15 до 30%, посчитали в ассоциации «Дальнобойщик». Реальный сектор экономики вынужден тратить на рост логистических услуг 300-400 миллионов рублей, за последние 17 дней – это полтора миллиарда нагрузки на реальный сектор.

В Дагестане около тысячи фур пытались «пойти на Москву» – выезд на трассе заблокировали. Завтра мы будем читать про «ушедших в леса» «сторонников ИГИЛ»? Что там с импортозамещением? Единым экономическим пространством? Единой страной?

Что мы имеем в остатке:

Министерство транспорта лжет о последствиях введения «налога на фуры». Не очень интересно, почему: вследствие непрофессионализма, из-за желания угодить бизнесмену с известной фамилией или просто коррумпированности; тут пусть проводит проверку прокуратура.

К предпринимателям Аркадию и Игорю Ротенбергу вопросов – у меня – нет: мне не очень интересны их бизнес-амбиции или прежние спортивные связи. Бизнесмен занимается бизнесом. Чиновник – государством. Я плачу за работу чиновника, в том числе за работу министра транспорта.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков был прав, когда отвечал на вопросы журналистов о «Платоне»: президент этим не занимается, этим занимается Минтранс и Росавтодор.

Так вот, министр транспорта Максим Соколов провалил проект по введению системы «Платон». Он руководствовался ложными цифрами о последствиях введения оплаты за проезд по российским дорогам. Министр Соколов – не телеведущий Дмитрий Киселев. Я не смотрю пропагандистские телепрограммы, которые ведет Дмитрий Киселев. У пропагандистских телепрограмм Дмитрия Киселева виртуальный эффект. Действия министра Соколова имеют эффект реальный. Ликвидируется малый бизнес, в который вовлечены несколько сотен тысяч человек. В результате «налог на фуры» поставит на грань выживания несколько миллионов человек. Министр транспорта обманул депутатов. Министр транспорта обманул премьер-министра Дмитрия Медведева. Система взимания платы «Платон» должна быть отменена, а премьер-министр должен уволить министра транспорта Соколова.

Илья Васюнин
«Открытая Россия»