Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_5126.html
№10 за 31 марта 2015 года

Кому выгодны законодательные запреты?

Кому выгодны законодательные запреты?

Недавно тувинское правительство выступило с очередной инициативой: запретить продажу алкоголя на некоторых центральных улицах Кызыла. Что-то делать с пьянством, конечно, нужно. Однако каждому здравомыслящему человеку понятно, что этот запрет не имеет никакого отношения к борьбе с алкоголизмом. Ведь алкоголику не лень будет пройти пару кварталов за любимым пойлом. Да и редко встречаются алкаши, покупающие элитный алкоголь, которым в основном и отличаются магазины, находящиеся в центре города. Понятно, кто, цинично используя благородный предлог заботы о здоровье нации, будет в выигрыше от введения этого запрета.

Глядя на эту законодательную шумиху наших «сердобольных» властей, сразу вспоминается, что это далеко не первый запретительный закон, принимаемый за последние несколько лет. В новейшей истории мы начали привыкать к законодательным запретам после того, как к исполнению своих обязанностей приступила Государственная Дума шестого созыва, которая и сегодня «радует» нас своей деятельностью. Если вы помните, выборы, состоявшиеся в конце 2011 года, ознаменовались массовыми фальсификациями, благодаря которым большинство в Госдуме получила партия «Единая Россия». По некоторым данным, приписки составили от 10 до 30 процентов в пользу так называемой «партии жуликов и воров». Именно тогда в обиход вошли фразы «146 процентов» и «волшебник Чуров». Фальсификации были столь явными и наглыми, что именно после них в стране возросла народная протестная активность, выведшая на улицы десятки тысяч человек по всей России.

Но не об этом пойдёт речь. Сфальсифицированные и, по сути, нелегитимные «народные слуги», видимо, решили отомстить собственному народу. Количество запретительных законов, принятых этой думой, просто не поддается исчислению. Благодаря скорости принятия и идиотизму штампуемых законов, журналисты прозвали нынешнюю думу «взбесившимся принтером». Что только от смешного до ужасного ни рассмотрели слуги народа за эти три с лишним года: от запрета на импорт кружевного белья до запрета на усыновление детей иностранцами.

Конечно же, месть – хороший довод, но принесли ли эти запреты практическую пользу, если не людям, то хотя бы государству?

Запрет на усыновление детей иностранцами, или «Закон Димы Яковлева», не только лишил возможности усыновления 259 российских сирот, которым на тот момент уже были найдены приёмные родители, но и несколько детей, которым требовалась квалифицированная дорогостоящая медицинская помощь, погибли, а тысячи – теперь просто лишились шанса на новую жизнь, и продолжают умирать и гнить в детдомах.

Но с этим законом всё ясно, он имеет ещё одно название – «Антимагницкий закон» – асимметричный ответ ненавистной Америке, запретившей въезд в свою страну нескольким чиновникам, причастным к смерти юриста Магницкого. Потому этот запретительный закон изначально не подразумевал под собой ничего позитивного. Ну а, к примеру, запрет на курение в общественных местах? Стало ли от него меньше курильщиков? Если верить опросам ВЦИОМ, количество некурящих как было в 2009 году около 50 процентов, так и осталось в 2014. А борьба с алкоголизмом вообще имеет долгую историю во всём мире. Но нет ни одного примера, где бы эта борьба закончилась победой над «зелёным змием». Во всех странах, где вводили «сухой закон», он приводил к росту коррупции, контрабанде и недовольству населения властями. Видимо, помня, чем кончилась история борьбы с пьянством в царской России и в Советском Союзе, Путин сегодня с осторожностью смотрит на запрет алкоголя: с одной стороны ужесточаются нормы его продажи, с другой – Путин уменьшает цену на водку. То есть и запрещать вроде как надо. Однако и страшно: неизвестно, что может натворить протрезвевший народ.

Ещё одним показательным примером может послужить борьба с наркоманией и проституцией. Для борьбы с наркоманией создано целое отдельное ведомство, введён запрет на пропаганду употребления и изготовления, но количество наркоманов не падает, а продажи наркотиков год от года растут. Ну, а служительницы древнейшей профессии живут ровно столько же, сколько живёт человечество, и столько же идёт борьба с этим «злом». При этом практически в каждом городе имеется своя «улица красных фонарей», о которой известно всем местным жителям.

Человечество вообще любит бороться с запретными удовольствиями. Методы борьбы с ними развиваются чуть ли не с начала времён, штат «борцов» расширяется, законодательство ужесточается, но рынок услуг продолжает расти. Неравные силы? Непобедимое зло? Слабые борцы за добро? Или всё-таки не с тем и не так сражаются?

Каждый человек, знакомый с рыночными отношениями, знает, что рынок определятся двумя понятиями: спрос и предложение. Есть спрос – будет и предложение. Если есть желающие получить запретный товар, продавец всегда найдёт лазейку, чтобы этот товар доставить. Но наши «борцы со злом» редко когда пытаются ограничить спрос – больше они стараются ловить отдельных торговцев. Это всё равно, что защищать окровавленное тело в открытом океане от стаи акул, вместо того, чтобы вытащить это тело на сушу.

Неужели люди, десятки лет занимающиеся изучением проблем борьбы с алкоголизмом, наркоманией и прочими бедами, так и поняли этого? Думается, всё они понимают. Представьте себе на миг, что вдруг все люди разом отказались от алкоголя, наркотиков, проституток, сигарет. Тогда сразу разорятся все водочные заводы, табачные фабрики, не у дел окажутся наркодельцы и сутенёры. Без работы останутся сотни тысяч борцов и контролеров, бюджет лишится доходов от акцизов на алкоголь и табак. Можно сказать, рухнет немалая часть экономики. Причём, в основном, теневой экономики. С неё сегодня кормятся сотни тысяч людей: и производители, и распространители, и контрольно-надзорные службы, и правоохранительные органы. А им это надо? Потому и продолжается «освоение» бюджетов на борьбу с человеческими пороками. И все «при деле».

В Туве, к примеру, ежегодно тратят миллионы на прополку конопли, но поток гашиша на экспорт не иссякает. Наша республика выделяется на фоне других регионов самыми жёсткими ограничениями на продажу алкоголя, но также при этом отличается повальным пьянством. Власти с гордостью отчитались в уменьшении продаж алкоголя, но народ меньше пить не стал – значит, вырос подпольный рынок и продажа шмурдяка, в занятии которой злые языки обвиняют близкое окружение премьера. То есть, произошло простое перераспределение денежных потоков мимо государственной казны, без всякой пользы для людей. Выходит, у нас действуют то ли совершенно бездарные силовики, то ли всемогущая неуловимая мафия?.. Кстати, вспомните, на чём главная семья республики сколотила своё состояние? Как раз на человеческих слабостях – на алкоголе, наркотиках, проституции.

Так если запреты не работают по своему прямому назначению, зачем вообще их устанавливать?

Если вы думаете, что я против всяческих запретов и за полную свободу и анархию, то вы ошибаетесь. Запреты, естественно, нужны, но применять их нужно в комплексе с другими мерами. Тут для начала придётся ответить на философский вопрос, почему человек пьёт или употребляет наркотики? Когда в стране начинается всплеск алкоголизма и наркомании? Практически всегда, когда происходят какие-то качественные экономические изменения, меняется жизненный уклад, рушится прежний порядок жизни. Вот жили, например, крестьяне, трудились с утра до ночи в поле. Или рабочие вкалывали на заводе. И вдруг разоряется колхоз и завод... или, наоборот, – на предприятии или ферме внедряют технические новинки, в результате которых часть работников остаётся без работы... И в том, и в другом случаях у людей вдруг появляется масса свободного времени, теряется смысл жизни. Чем занять вдруг ставшую никому не нужную жизнь?

Власти ничего не делают для выброшенных на улицу людей, не пытаются адаптировать их к изменившимся условиям. В конце концов, они даже не стараются как-то обеспечить людей каким-либо досугом. У нас не развивается рынок развлекательных услуг, кроме постоянно открывающихся всё новых и новых питейных заведений. Да, в последнее время начали открываться спортивные сооружения, но они далеко не всем по карману, да и не каждому по плечу в силу возраста.

Человек с высоким социальным статусом спивается гораздо реже – он может себе позволить дорогие удовольствия и, в силу более качественного образования, имеет более широкий выбор для увлечений, не связанных с чем-то вредным для здоровья. Но в России с дальнейшей деградацией образования и разрастанием экономического кризиса большей части народа не остаётся других вариантов, кроме как травить себя всевозможными способами, пытаясь уйти от реальности, что, по сути, есть отложенное самоубийство.

Власти лицемерно сокрушаются о судьбах алкоголиков и наркоманов, но, вводя многочисленные запреты, не просчитывают последствия своих действий, смотрят, прежде всего, на собственную коммерческую выгоду. Они не понимают, что если человек бросает вредные привычки, то освободившееся время и силы ему нужно направить в какое-то позитивное русло. Если же занять себя нечем, то никакие запреты, кодировки, наказания не смогут изменить путь саморазрушения.

Имея мышление временщиков, власти не думают, куда ведёт такая политика. Некоторые эксперты считают, что по нынешним цифрам потребления алкоголя и наркотиков на душу населения, страна прошла точку невозврата – дальше нас ждёт только вырождение. И, глядя на действия чиновников, кажется, что идёт целенаправленное уничтожение страны.

О. Шын