Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_4967.html
№2 за 20 января 2015 года

Обзор прессы

Тувинская правдаПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ РЕСТОРАННАЯ ШАРАШКА ВОЗРОДИЛАСЬ ИЗ ПЕПЛА

Скандал вокруг увеселительного ресторана «Алдын-Булак» разразился в сентябре 2014 года. Формально его причиной стали результаты прокурорской проверки, в соответствии с которой «этнокультурный комплекс «Алдын-Булак», функционировавший в основном в качестве обычного ресторана, но содержащегося за счёт бюджета Минкультуры, приносил пользу не столько этнокультуре, сколько семье министра культуры Донгака. В принципе об этом все давно знали и относились с пониманием, осознавая, что премьер Тувы Кара-оол и голубой министр Донгак – близкие родственники и, скорее всего, в этом ресторане «делают бабки» совместно на паритетных началах. Но денег, как известно, много не бывает. И делить их по справедливости – дело тонкое.

Многие полагают, что причиной проверки стала не какая-то странная принципиальность прокуратуры, а прямой заказ на наезд со стороны правительства. В результате проверки выяснилось, что за наш с вами счёт недурно процветала частная шарашка, которой руководила жена министра Донгака. Скандал между родственниками разразился нешуточный настолько, что Кима Донгак через Интернет обратилась в правоохранительные органы с письмом, в котором обвинила Ш.Кара-оола в избиении её мужа в присутствии Шойгу, Свинцова и даже руководителя ФСБ. Судебное разбирательство между врагами-родственниками с участием газеты «РИСК» в Кызылском городском суде по этому поводу длится до сих пор.

Коварный Кара-оол закрыл ресторан под видом ремонта и заодно уволил министра культуры Донгака. Однако личные отношения не должны мешать бизнесу. Поэтому на днях ресторан «Алдын-Булак» вновь открылся, но с другим составом участников. Теперь деньги, судя по всему, будут течь в премьерский карман по другому руслу. Однако бизнесу нужна реклама, и правительственная «ТП» с радостью разносит весть о том, что «в Туве вновь начал работать этнокультурный комплекс «Алдын-Булак». А поскольку рекламировать просто ресторан как-то не с руки, газета напоминает, что «Республика Тыва обладает огромным потенциалом для развития туризма» и «Алдын-Булаку» «среди множества туристических проектов, принадлежит заметное место».

Распалившись в агитационном раже, редакция не постеснялась сообщить, что де «комплекс «Алдын-Булак» стал фактически музеем под открытым небом». А «его закрытие в сентябре этого года вызвало беспокойство среди жителей республики». Однако, «как оказалось, поводов для беспокойства не было».

Деньги своё дело делают. Просто, видимо, Кара-оолу было нужно время для подыскания другого родственника на место директора ресторана, который бы приносил больше доходов. Этим «новеньким» стала Эльвира Чанчыпай, которая, надеемся, учтёт промахи своей предшественницы и будет делиться доходами по справедливости. Иначе прокурорская проверка по просьбе Кара-оола наверняка найдёт и в её работе недостатки, несовместимые с пониманием этнокультуры.

В общем, ресторанная шарашка, проглотив ещё одну солидную порцию государственного финансирования, возродилась из пепла и продолжит обогащение главной семьи республики. Теперь в ней за наш счёт «полностью обновлен интерьер юрт» и сделаны другие улучшения. Оно и правильно – республика-то у нас богатая...

СКАЗ О ТОМ, КАК ТЕН У ТЕНА АКТИВ УКРАЛ

История рождения флагмана тувинской экономики – «комбината «Туваасбест» – восходит к 70-м годам прошлого столетия. Однако в связи с обретением суверенитета Тувой в конце 90-х он, как и комбинат «Тувакобальт», пали жертвой тувинского сепаратизма. Наплясавшись на костях кобальтового и асбестового производств, «политик нового типа» националист К.Бичелдей неплохо обустроился в правительстве Ш.Кара-оола в качестве министра образования, а само правительство делает вид, что пытается восстановить производство. Хотя совершенно очевидно, что без возвращения русских специалистов это невозможно. А русских вернуть в Туву, пока в ней властвует Ш.Кара-оол, невозможно. Вот и переходит комбинат из рук в руки, которые вместо налаживания производства шарят в его карманах и распродают имущество.

Вся проблема в том, что доставшийся Туве объект – комбинат «Туваасбест» оказался на удивление крепким. Даже 25 лет целенаправленного разграбления не привели его к полному уничтожению. Во времена Ооржака восстанавливать производство асбеста взялся депутат Госдумы от «Единства» друг С.Шойгу сибиряк и чемпион мира по борьбе Карелин. Однако сам он участвовать в управлении комбинатом не мог и доверил это бандитам, которые «кинули» его на 150 млн. рублей.

Затем комбинат несколько раз менял хозяев, пока в Туве не появился первый зампред правительства Сергей Тен, который, видимо, решил по дешёвке овладеть комбинатом. Для этого проходимец привлёк команду жуликов из Узбекистана, которые зашли на комбинат под маркой фирмы «Энкор». Аффилированность Тена и мошенников из Узбекистана была настолько очевидной, что Тен, будучи членом тувинского правительства, сам ездил в ГАИ и ставил на учёт транспорт «Энкора». Но совместная деятельность Тена с гражданами Узбекистана привела только к новым долгам предприятия. В результате бандитских разборок официальный владелец предприятия был убит. Тену удалось избежать этой участи, но он был вынужден срочно покинуть республику.

ПК «Энкор», дабы не платить по долгам, само объявило себя банкротом. Актив «Туваасбест» и лицензию мошенники переоформили на новое предприятие – «Сибирские минералы». В настоящее время банкротство ведёт житель г.Новосибирска некто арбитражный управляющий Кондрусов, больше напоминающий мошенника, чем оздоровителя производства. Органами МВД по заявлению кредитора возбуждено и расследуется, как минимум, два уголовных дела по обвинению хозяев в преднамеренном банкротстве. Личности Кондрусова Олега Николаевича, Алимбаева Фатимата Таджимаматовича, Алимбаева Асадулло Сатимаматовича, Хамралиева Абдумалика Абдуфатовича, Абдурахманова Ахата Маматкадыровича и Валиева Ойбека Маруфатовича исследуются на предмет создания преступного сообщества. Сергей Иннокентьевич Тен пока проходит по делу свидетелем.

Ну а пока формально «Комбинат «Туваасбест» находится в собственности компании ОАО «Сибирские минералы». Правда, деятельности на нём как не было, так и нет – ждут, чем закончатся уголовные дела. При определенном стечении обстоятельств все перечисленные персонажи могут оказаться за решёткой. И тогда судьба комбината станет непредсказуемой. Понимая, что «комбинат повторит судьбу хову-аксынского «Тувакобольта», правительство Тувы «помогает «Туваасбесту» худо-бедно оставаться на плаву». Правда, от этого ни государству, ни кредиторам, ни работникам комбината не холодно и не жарко. Комбинат как стоял, так и стоит, принося убытки. Но Кара-оол считает: «Лучше так, чем никак».

А тем временем мошенники, переписав активы с ПК «Энкор» на «Сибирские минералы», и не думают платить по долгам. Как сообщает «ТП», недавно наследник убитого хозяина «побывал на месторождении» и якобы «принял решение развивать асбестовое производство дальше». Но проблема в том, что у него нет денег. Сергей Тен, который до этого, судя по всему, являлся теневым хозяином комбината, «сделал ноги» и возвращаться к теме возрождения комбината не намерен.

Наивные работники «в минэкономики Тувы полагают», что комбинат не работает, поскольку запустить его в холодный период невозможно. Понятно, что такой довод неубедителен. Скорее всего, дело в том, что у хозяина нет средств, и он надеется, что «у «Сибирских минералов» может появиться соинвестор, которому будет по силам вкладываться в реконструкцию предприятия». Тувинским асбестовым месторождением заинтересовалась «некая питерская компания, готовая вкладывать средства в непрофильное для нее предприятие». Но есть или нет таковая – большой вопрос. По крайней мере, «ее название и реквизиты пока не раскрывают». Впрочем, в эту мифическую компанию почему-то никому не верится – «если питерская компания вложится в «Туваасбест» по крупному, позиции Алимбаева как акционера пошатнутся», поскольку «уже не он, а питерская компания станет основным учредителем «Сибирских минералов».

Так что все эти сказки про возрождение асбестового производства – плод больного воображения правительства и редакции газеты. Все перечисленные мошенники такие же мастера производства, как и наш премьер Кара-оол. Потому ничего, кроме попытки перепродать актив, в этой деятельности не усматривается. Особенно на фоне расследуемых уголовных дел. «Хорошо это или плохо для Ак-Довурака – покажет жизнь», – считает автор публикации. «Для республики важно, чтобы комбинат работал». А пока в кресле премьера Кара-оол, в бегах Тен, а имущество в руках мошенников, никакого возрождения производства ожидать не приходится.

Плюс ИнформКАРА-ООЛ, ПЕРЕПРАВУ ЛЮДЯМ НАЛАДЬ!

Некоторые считают, что Туве несказанно повезло, когда Шойгу нам на премьерство сосватал Кара-оола. Что не говори, а человек он с масштабным мышлением, ума – палата. Он то строит железную дорогу в Туву, то гигантскую ТЭС, то порт в Ванино. А как-то проснувшись, он решил создать в республике паркетное производство и строить дирижабли, на которых в разные концы света развозить наш замечательный коксующийся уголь. Были и другие, не менее блистательные проекты, которыми то загорался, то охлаждался наш замечательный неутомимый выдумщик Кара-оол. И за этими солидными «замечтательными» проектами как-то забылись проблемы простых людей, затерявшихся на необъятных просторах Тувы и отрезанных от Большой земли большими и малыми реками.

Люди эти – отличные, просто не люди, а ангелы. Только испортила их характеры оторванность от большинства жителей Тувы в связи с отсутствием не то что мостов – нормальных переправ. Летом кое-как с божьей помощью, при участии экскаваторов или живой силы паромы ни шатко, ни валко перевозят людей туда-сюда, зимой, как встанет лёд, вообще жизнь налаживается, а вот весной-осенью просто беда. Как говорится, ни туды и ни сюды. Уж сколько разных совещаний Кара-оол провёл по этому поводу, сколько сменил министров транспорта, а воз и ныне там – ни проехать, ни пройти. А тут ещё зимы стали тёплыми – лёд никак не встанет. И стали «переправы – как перевалы, только опаснее».

Как выяснила автор публикации в «ПИ», «у нас есть МЧС – все знают, все-таки Сергей Шойгу организовывал, а еще у нас есть Агентство ГО и ЧС. Тоже все знают. Наверное...». И решила выяснить: «чем же они занимаются?». Оказалось, этими самыми переправами и занимаются. Поскольку с некоторых пор перебраться с берега на берег стало большой опасностью. Поэтому «проверять переправы она поехала с сотрудниками Агентства ГО и ЧС, точнее, с водолазно-поисковым подразделением Поисково-спасательной службы». По дороге на Кара-Хаакскую переправу спасатели рассказали, что «предыдущая проверка была в декабре. Много выявили недочетов, составили акт»: «переправа не соответствовала правилам – нет схемы движения, нет пункта для отогрева, съезд не соответствует нормам, неровная дорога, нет подсыпки...». Казалось бы, простые вещи – но даже этого не исполняют. Вот и едут, чтобы проверить исполнение. «Недалеко от зимней Кара-Хаакской, есть летняя переправа. Сейчас – это картина несчастного парома, который вмёрз в лед».

«А вот переправа у Кок-Хаака – может реально напугать любого», – пишет автор. «Добираться до нее надо по хрупким мостикам через протоку». Заметно сразу: «старые, очень горбатые мостики доживают свой век». Но главное – «переправы точно нет». Есть только колея, «но дорога очень бугристая, и с трещинами». «Никак нигде не обозначена, нет никаких знаков», хотя «лед достаточно толстый», «но вода выплескивается из лунки. А если учесть, что на дороге явно видны трещины...».

Конечно, строить железную дорогу в Туве надо. И дирижабли не помешают, и ТЭС в Кызыле не лишняя будет. Только за большими проектами, что обещают хороший навар или звезду Героя, нельзя забывать про простых людей и их насущные нужды. К тому же, всем понятно, что кто-кто, а уж Кара-оол, точно, ни дирижаблей, ни дорог не построит – не тот типаж. А вот хотя бы Кара-Хаакскую переправу бы наладил...