Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_4220.html
№1 за 14 января 2014 года

Дарёный конь... с душком

Дарёный конь... с душком

На рубеже 2013-2014 годов Глава правительства провёл кадровые перестановки, в ходе которых без объяснения причин смещены сразу несколько членов правительства. Также без каких-либо пояснений и характеристик назначена целая группа других чиновников. Поскольку Кара-оол не считает нужным объяснять причины перетасовки кадров, для ясности придётся кое-что объяснить. Оговорюсь сразу: некоторые назначения не вызывают нареканий и, на мой взгляд, являются вполне логичными. Однако немало и таких, по поводу которых одни вопросы...

Полномочий зампредов правительства лишилось сразу несколько человек.

Первой понесла утрату Аяна Шойгу. Даже знаменитая фамилия, которая, кстати, у неё то ли пятая, то ли шестая, не стала индульгенцией от претензий со стороны Главы. Как и в случае с Диной Оюн, получившей когда-то такой же статус для усиления борьбы с газетой «РИСК», статус зампреда А.Шойгу не оправдала. Даже по сравнению с откровенно слабым своим предшественником Ананьиным, она смотрелась в должности руководителя аппарата бессмысленной и неорганизованной. Впрочем, как говорят в правительстве, приставки «зампред» она лишилась не столько из-за плохой работы, а в связи с пылким служебным романом, которому Аяна отдалась с присущей ей страстью и безразличием к опасности. Впрочем, когда её любовь только возбуждалась, Шолбан-оол Иргит ещё не был в опале, и было трудно предположить, что вскоре может начаться «зачистка» его окружения. Но фамилия сделала своё дело – А.Шойгу всё же осталась в должности руководителя аппарата, хотя её «пёрышки» и были изрядно «пощипаны».

Покинул республику, оставив кресло первого зампреда по экономике, Михаил Козлов. Официальная версия – в связи с выходом на пенсию. Однако, поскольку ему давно пошёл седьмой десяток, верить в такую версию не приходится. Но и другая версия, курсирующая в коридорах власти о том, что лишился должности за провал в подготовке постановления правительства РФ о развитии социально-экономического положения Тувы, на котором премьер Тувы получил от премьера России показательную выволочку, тоже не в полной мере отражает реальность. Да, действительно, правительству Тувы даже при активной поддержке Шойгу не удалось согласовать с министерствами и ведомствами проект правительственного постановления, и вопрос формально отложен до апреля, а фактически – до 2015 года, что равносильно провалу. Но возраст и качество работы – не главное в нашем тувинском правительстве. Помнится, зампредом по сельскому хозяйству в нём одно время «трудился» вообще человек, не умеющий писать, не имеющий никакого приличного образования и весьма преклонного возраста. Потребовался год, чтобы всем стало понятно: из Ивана Чучева зампред правительства, как из ишака – добротный конь. Многие считают, что Михаила погубили переоценка своей персоны и критическое отношение к действующему премьеру Тувы. А фитилём к его увольнению послужили получение крупной премии в «Народном банке» и публичное замечание премьеру о том, что тот в компании Главы Кызыла за казённый счёт скатался на отдых в Италию.

Кстати, премию в банке также умудрился получить другой премьер – Дамба-Хуурак, в связи с чем сейчас решается вопрос и о его увольнении... Хотя, если он будет уволен, то, скорее всего, мотивами станут его слабые познания в медицине и образовании, о чём все наслышаны уже давно.

Освободил кресло зампреда и Бартына-Сады. Эту отставку ждали больше года – с тех пор, как замёрз Хову-Аксы. Но его всё никак не могли пристроить. Место министра внутренних дел Тувы занято Лобановым, и его терпеть придётся, как минимум, до августа, хотя ЧП в министерстве следуют одни за другими с поражающей частотой. Только прекратили по амнистии дело о воровстве в министерстве миллионов под видом уборки помещений, как на Кавказе отличились тувинские омоновцы, поднявшие стрельбу в кафе и ранившие человека. Впрочем, невзирая на шаткое положение министра, для Бартына-Сады попасть в заветное кресло – дело проблематичное. Даже потому, что в МВД давно действует принцип ротации, по которому местному кадру стать министром невозможно. Впрочем, для Бартына-Сады МВД – не самоцель. Он согласен возглавить любое ведомство. И уже давненько положил глаз на должность главного пристава. Однако пока так и не дождался желанного решения, а вот правительство Тувы пришлось покинуть.

Но свято место пусто не бывает. И в полку зампредов правительства Тувы прибыло. Начнём с понятных назначений. Бывший министр строительства, начальник УКСа Александр Свинцов назначен зампредом, курирующим строительство и ЖКХ. Его профессиональная подготовка ни у кого вопросов не вызывает. Сомнение вызывает другое: он известен как человек честный и порядочный. И играть в опасные криминальные игры по отъёму и присвоению госсредств он, явно, не станет. Именно такая его позиция была причиной того, что шесть лет назад он не согласился воровать и тихо ушёл. Поэтому назначение его зампредом может означать либо отказ Главы правительства от жульнических схем, либо о надеждах обойтись в таких случаях без него. Почему-то в честность Главы правительства верится слабо. Второй же вариант означает отсроченный конфликт Кара-оола со Свинцовым, как и шесть лет назад...

Другим зампредом назначен бывший министр финансов Тувы Килижеков. Заявлять о его профессионализме было бы верхом легкомыслия – бывший личный бухгалтер семьи Кара-оолов, собиравший выручку с водочных ларьков, не лучшая замена Козлову. И всё же следует признать, что Килижеков в своей деятельности чрезвычайно осмотрителен и никогда ни в каких скандалах фигурантом не был. А это уже – плюс. Но верить в то, что он сможет решить проблемы, стоящие перед республикой, я бы не стал.

Достаточно экстравагантным решением премьера было назначение зампредом по сельскому хозяйству бывшего министра сельского хозяйства Республики Алтай гастарбайтера Сергея Огнёва. Поскольку эта личность в Туве малоизвестная, остановлюсь на ней поподробнее. С.И.Огнёв родился 1 октября 1959 года в сельской глубинке – селе Верх-Уймон Усть-Коксинского района Алтайского края. В 1981 году он получил специальность ветврача. Звёзд с неба не хватал, но в 1987 году возглавил мараловодческий совхоз. Руководил им 19 лет, заодно получил учёную степень кандидата ветеринарных наук и специалиста по борьбе с туберкулёзом маралов. В 2006 году был назначен министром сельского хозяйства Республики Алтай.

Как утверждают знающие люди в Республике Алтай, всё это время Огнёв вёл двойную жизнь. К примеру, в 2012 году он задекларировал доход в размере 1,2 миллиона рублей, и вдруг к тому времени его сын каким-то чудом стал на Алтае известным латифундистом, в собственности которого путём несложных манипуляций под видом заботы о простых людях оказались чуть ли не все земли бывшей малой родины его отца. Поэтому там до сих пор не утихают народные волнения, но жителям Усть-Коксинского района никак не удаётся встретиться с их «благодетелем» – министром Огнёвым. А тем временем в Усть-Коксинском отделе Управления Росреестра по республике Алтай проходит процедура постановки на кадастровый учет земель из Фонда перераспределения (всего свыше 3000 га) и перехода их в собственность к... Огневу Дмитрию Сергеевичу и Огневу Алексею Сергеевичу – сыновьям Огнева Сергея Ильича.

Но не за это Огнёва попёрли из министров, хотя при нём сельское хозяйство республики никаких подвигов не совершило. Как сообщает газета «Листок», «Огнёва подвело желание любой ценой угодить губернатору. Так уж случилось, что Сергей Огнев умудрился стать одной из самых одиозных фигур в республиканском правительстве. Последний скандал, связанный с Огневым произошел этим летом... Министр сельского хозяйства оказался конокрадом и сделал невольно причастным к этому главу республики. Огнев подарил главе республики Бердникову племенного жеребца по кличке «Айсберг», который оказался украденным из «Горно-Алтайского селекционно-племенного центра». По бумагам жеребец числился издохшим, так что глава региона мог оскорбиться еще и тем, что ему подарили на шестидесятилетие официально дохлого коня». Как сообщает газета, «Огнев... заверял журналистов, что увольнение ему не грозит. Более того, сначала он объявил, что никакого коня не было. Потом – что жеребец «Айсберг» был передан из племенного центра в горно-алтайскую конно-спортивную школу. Правда, зачем для передачи школе понадобилось фальсифицировать документы животного, никто не пояснил, а подлог был установлен алтайскими правоохранителями в рамках уголовного дела для директора племенного центра».

Так уж случилось, что Сергей Огнёв – один из самых поминаемых личностей в алтайских СМИ. И всегда – не с лучшей стороны. Откликнулись они и на назначение его в Туве: «Глава Тувы произвел изменения в составе Правительства республики. ...должность вице-премьера, курирующего развитие АПК, занял доктор сельскохозяйственных наук Сергей Огнев, работавший до этого министром сельского хозяйства Республики Алтай.

Определяя круг обязанностей нового члена Правительства Тувы, Шолбан Кара-оол обозначил основные приоритеты развития отрасли. Особый упор сделан на работу по привлечению дополнительных инвестиций при защите республиканских проектов в Минсельхозе России. Необходимо также продолжить реализацию губернаторского проекта «Одно село – один продукт». Отдельный приоритет – воссоздание мараловодства на территории Тувы» («Листок»).

Удивительно, но алтайские поэты даже слагают о нём стихи.

О неудачно-удачном

У меня, ребята, слов нету для примера,
Стал начальником Огнев, около премьера.
В одном месте он коня стибрил, чтоб прогнуться,
И заслугами звеня, в почестях проснуться.
Не удался фокус сей, конь ведь не оратор,
Не заступник лодырей и не губернатор.

Факт, конечно, вопиющ, хохотать не буду:
Посреди таежных кущ, да свершилось чудо.
Донеслось через молву, что не всем беззвучна,
Перебрался плут в Тыву, аж... доктором научным.
Здесь уволен, там почтён, иль почетен даже,
Знать, и там хамелеон нужен, как и важен.
Стыд ему не выест глаз, не во вред и выезд,
Лишь бы лошади как раз с маралами водились.

Украдите жеребца, или я там стибрю,
Так забреют молодца – вор, мол, на безрыбье.
Это целый тебе рак или там стерлядка.
Кто украл и дарит так – даже и не взятка.
Без подвоха, без балды, утверждаю честно,
То научные труды, иль в министрах место.
В. Фролов, «Листок».

По версии следствия, афёру с околевшим конём провернул подчинённый министру Огнёву руководитель бюджетного учреждения РА «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр» С.В. Воронков, который обвиняется в совершении преступления по ч.3. ст.160 УК РФ (присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному с использованием своего служебного положения).

Именно он «путём противоправной передачи вверенного ему жеребца по кличке Айсберг, при оформлении фиктивных документов о его гибели с целью создания видимости и полного списания с баланса имущественного учреждения, при исполнении служебных обязанностей с целью реализации и сокрытия хищения жеребца, осознавая противоправный характер своих действий, умышленно дал... ветеринарному врачу Макарову, не посвященному в последние свои преступные махинации, указание – составить и обеспечить подготовку фиктивных документов, а именно: протокол вскрытия от 20 марта 2013 г., акт утилизации, объяснение, в котором говорится, что жеребец якобы скончался в результате остановки сердца и дыхания, приказ №... от 23.03.2013г. – выписать племенного жеребца по кличке Айсберг, 2006 г.р., из БУ РА «Горно-Алтайский племенной центр» в результате его гибели.

Во второй половине марта этого года С. Воронков, находясь в помещении селекционно-племенного центра, при исполнении служебных обязанностей подписал приказ окупить Айсберга, стоимостью не менее 75 тыс. рублей. В результате гибели животного подготовил тем самым пакет документов, необходимых для принятия решения о списании жеребца с баланса учреждения, которое позже направил в Министерство сельского хозяйства РА. После этого, 27 мая 2013г, в рабочее время директор центра Воронков умышленно организовал перевозку жеребца с территории отделения учебного учреждения «Горно-Алтайского селекционно-племенного центра», расположенного по адресу в с.Кызыл-Озёк, до автостоянки, находящейся в городе по ул. Красноармейская, 85б, для передачи его Ерленбаеву, который, в свою очередь, передал жеребца на животноводческую стоянку, расположенную в Чемальском районе, на 6-м км трассы Анос – Верх-Анос, где и нашли Айсберга живым и невредимым».

Всё ничего, обошлось бы, если бы Огнёв не подарил племенного (уже околевшего по документам) жеребца губернатору республики Бердникову. Дело получило широкую огласку, было заведено уголовное дело, по которому руководитель РА «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр» С.В. Воронков был осужден и оштрафован на 100 тысяч рублей. При этом общественность отметила, что подсудимым оказался не Бердников, не его порученец Ерленбаев, не министр Огнёв, а исполнитель, «стрелочник» Воронков.

Но после такого скандала держать Огнева в правительстве, видимо, было уже невозможно. Так Огнёв в сентябре 2013 года остался без работы. Но пока разрастался скандал вокруг «дохлого коня», Огнёв подсуетился, пообещал подарить Кара-оолу несколько маралов и таким образом создал себе «запасной аэродром» на случай «пинка».

Хронология событий такова: в марте 2013 года Огнёв организовал списание в госпредприятии племенного жеребца, 8 апреля на день рождения губернатора он подарил Бердникову уже числящегося по бумагам как «дохлый» коня Айсберг, в связи с чем в мае на Алтае разразился грандиозный скандал, а в июне было возбуждено уголовное дело, по которому уже в сентябре начались судебные слушания. К этому времени Огнёв уже перестал быть министром. Но ещё до этого, 22 июля, когда скандал «дохлого коня» из публичной плоскости перекочевал в уголовную, он подсуетился и предложил премьеру Тувы Кара-оолу развивать мараловодство в Туве. А тот, польстившись на посулы, 22 июля учредил соответствующий ГУП, и спустя всего четыре дня утвердил программу развития мараловодства в республике, выделив для этого из тощего республиканского бюджета целых 211 млн. рублей.

То, что эти деньги, как и предприятие в целом, ожидает судьба птицефабрики, водочного производства или коровника во Владимировке, сомневаться не приходится. Совершенно очевидно, что история с «дохлой лошадью» – лишь общеизвестная вершина деятельности алтайского министра. А поскольку Кара-оол своим назначением его поощрил, то в Туве подобные метаморфозы непременно повторятся. И тут важнее, наверное, другое – кто вместо организаторов очередного мегапроекта пойдёт под суд. История с «дохлым конём» говорит о том, что Огнёв большой специалист выходить сухим из воды. Так что уголовную ответственность, как и в случае с Воронковым на Алтае, судя по всему, нести придётся кому-то другому.

Интересно другое: премьер Тувы аж до ноября 2013 года представлял дело таким образом, как будто министр сельского хозяйства Алтая оказывает ему некую помощь, хотя тот уже давно перестал быть министром, поскольку уже в сентябре его «пинок» состоялся. А теперь можно себе представить физиономию алтайского авантюриста, когда ему, только что лишившемуся в результате коррупционного скандала кресла министра крохотной Республики Алтай, предложили должность с большим ростом – зампреда правительства Тувы! Думается, он от счастья до сих пор не может в себя прийти.

Как известно, у нас в республике до недавних пор должность министра здравоохранения занимал прокурор. Теперь заведовать сельским хозяйством призван ветеринар, специализирующийся на туберкулёзе маралов. При этом в Туве маралов практически не стало, а вот туберкулёза – хоть отбавляй. Правда, у людей. Может, Кара-оолу следовало его поставить на здравоохранение? Всё равно он в лечении понимает больше, чем прокурор. Правда, у него лошадиные дозы...

Но давайте взглянем на очередную перетряску правительства Тувы с другой стороны. Перебирание одних и тех же людей в разных ипостасях, несомненно, указывает на кадровый голод Главы правительства. К тому же назначение одного-двух честных работников вряд ли можно расценивать, как стремление премьера жить честно. А уж приглашение скандально уволенного в другом регионе жуликоватого министра с повышением в статусе говорит о том, что у Кара-оола никакого качественного кадрового резерва как не было, так и нет. Но, думается, многих заинтересует другое. В Твиттере Ш.Кара-оол разоткровенничался и написал, обращаясь к собственному правительству: «Не идти позади меня – возможно, я не поведу вас. Не идти впереди меня – возможно, я не последую за вами». Таким образом, он как бы подтверждает слухи о скорой собственной отставке и фактически собирает новую команду уже не под себя. Поэтому он предупреждает, что идти за ним или рядом с ним – дело не перспективное. Впрочем, многие это поняли ещё лет пять назад...

Будем и дальше отслеживать изменения в правительстве Тувы. Дело интересное и занимательное. Может, в год лошади судьба подарит нам ещё кого с криминальными наклонностями? Как известно, дарёному коню в зубы не смотрят... Хотя, честно говоря, нам и своих жуликов хватает с избытком.

Кондрат Пчёлкин