Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_4181.html
№21 за 17 декабря 2013 года

Обзор прессы

Тувинская правдаМНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО

Сказать, что тувинскому правительству не хватает масштабности в его решениях, – это не сказать ничего. Убогость мышления Кара-оола и его команды можно наблюдать на примере реализации глупого проекта с ещё более глупым названием «Одно село – один продукт». И дело даже не в том, что одному селу, чтобы выжить, недостаточно одного продукта. Просто в самом проекте очевидна ущербность – таким продуктом, оказывается, может стать простое молоко от обычной козы... Или килограмм-два сыра из этого молока... Всё это «ТП» называет «превращением проекта в... товар». При этом власти на местах рассматривают затею Кара-оола как способ немного «подоить» правительство. И «доят».

Но, чтобы придать всей этой глупости солидный вид, время от времени организуются некие выставки «Одно село – один продукт. Марка республики». «Предыдущая выставка», как сообщает «ТП», «носила демонстрационный характер». Наконец, пришло время «показать товар лицом». «В минувшие выходные в спорткомплексе «Субедей» состоялась выставка «Одно село – один продукт. Марка республики-2013», на которой свои экспозиции развернули все 19 муниципальных образований республики». К ней «готовились серьезно и системно». Если верить «сводному перечню «точек роста», в АПК республики в 78 сельских поселениях заработало 95 проектов». Правда, по сути, они – просто профанация. Как сообщила автор, «было выставлено на продажу 27 видов цельномолочной продукции, хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий – 20, мясных полуфабрикатов – 14, рыбной продукции – 8, шесть разновидностей далгана». На их производство правительство Тувы потратило «26,7 млн. рублей», из которых только «КФХ Ч. Оюн из Чеди-Хольского района получило на развитие своего производства 3400 тыс. рублей». Газета рассказывает об охвате «трудоустройством 286 человек, в том числе 80 безработных».

Воистину гора родила мышь: за 26,7 млн. рублей создано 286 рабочих мест. При этом большая часть трудящихся – надомники, производящие «разнообразную линейку товаров – топленое молоко и сыр из ячьего молока, козье молоко». Вдобавок, среди «производителей цельномолочных продуктов лучшей признана Чечена Оюн, глава КФХ из Чеди-Хольского района», к появлению молокозавода которой ни правительство Тувы, ни Минсельхоз никакого отношения не имеют. Тем не менее «ТП» делает замечательный вывод: «специалисты и руководство министерства сельского хозяйства и продовольствия республики проделали в этом году действительно огромную работу». Как оказалось, ему всего лишь «нужен был толчок, который дал губернаторский проект».

Вывод просто поразительный! Толкут воду в ступе, а в итоге – какой прогресс! Даже Оюном отчитались!

КУРОЧКА В ГНЕЗДЕ..., ИЛИ ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН

После того, как у Кара-оола случился облом с правительством России, власти Тувы бросили все силы на спасение имиджа тувинского премьера. И в самом деле: как объяснить замену объявления Тувы локомотивом подъёма экономики Сибири созданием некой «рабочей группы», которая к 1 апреля (смешная дата, не правда ли?) должна проанализировать ситуацию в Туве и подготовить правительству РФ какие-то предложения? Однако СМИ Тувы заявили как о случившемся факте принятие правительством России серьезного грандиозного амбициозного плана по развитию производительных сил Тувы. Хотя в наличии лишь просьбы малограмотного тувинского премьера о госфинансировании чрезвычайно затратных и сомнительных проектов типа строительства железной дороги, ТЭС-2 и порта в Ванино.

Дураку понятно, что эти проекты не имеют перспектив в обозримом будущем, и правительство РФ – не тот орган, который правомочен на принятие подобных решений. Поэтому в апреле 2014 года никаких подвижек не ожидается. Да и если они вдруг появятся, что маловероятно, то в бюджет страны на текущий год уже не могут попасть. И решение будет отложено как минимум до конца 2014 года.

Однако здравый смысл, если он подвергает сомнению авторитет Кара-оола, в Туве не работает. Поэтому все кинулись хвалить Шолбана за «проявленное мужество в отстаивании интересов республики» и его «мудрость» и «дальновидность» в продвижении проектов «строительства железной дороги и теплоэлектростанции». В первых рядах славящих «директор Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН В.Лебедев», который поддержал «ориентировку на угольную проблематику», поскольку «коксующиеся угли востребованы в России».

Наверное, учёный не смотрит телевидения и не читает газет. А то он бы знал, что в России и мире катастрофически падает спрос на металл, а потому и на коксующийся уголь. Правда, у него был свой резон потрафить Кара-оолу – реформа РАН, затеянная властями, оставляет тувинский институт без средств существования. Если Кара-оол не поможет, Лебедев со своей сомнительной конторой окажется у разбитого корыта. По крайней мере, за его неосуществимые советы платить будет некому, поскольку «для федеральных министерств и ведомств региональной науки вроде как и не существует». Отчаявшийся Лебедев попросил Кара-оола «напомнить федеральным структурам о том, что есть региональная прикладная наука». А мы-то думали, что Лебедев и вправду так сильно зауважал Кара-оола... Оказывается, это, как говорится, «за небольшие в общем-то деньги»...

И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Лариса Фламенбаум, подряжаясь быть депутатом Шойгу от Тувы, вряд ли думала о том, что ей теперь придётся таскаться в Туву для решения мелких надоедливых проблем брошенного властями населения. Но так оно и случилось. Люди – наивные существа. Увидев её, они переполняются гордостью за своего земляка и взваливают на неё кучу всяких несуразных проблем. Вот и на этот раз её пришлось разгребать авгиевы конюшни, загаженные местными властями.

Похоже, это ей изрядно поднадоело. «Перед отъездом она встретилась с представителями СМИ» и поделилась, что уходящий год для неё и её команды «был тяжелым». И не только потому, что «мы потеряли близкого человека (Марину Михайловну Фирсову)», хотя «это большая потеря, всем было тяжело, все переживали». Просто она, наконец, осознала, почему вопросы в Туве так туго решаются. Вынуждена была самокритично признать: «не все так благостно, как я говорю».

Вот, к примеру, «28 ноября на заседании правительства РФ была заслушана наша республика». Правда, никаких решений нет, но «создана рабочая группа». Появилась надежда, что «она подойдет с пониманием к нашим проблемам». Беда в том, считает депутат, что «много времени отнимают вопросы, которые должны решаться на местном уровне». Однако тувинские власти бездействуют. И граждане уже «не обращаются к местным властям». А депутаты – это вообще сторонние люди. Граждане часто даже интересуются: «а кто у нас депутат? Он у нас никогда не был».

Вот так Шойгу-Фламенбаум и бьется за народное счастье в одиночку...

КОРРУПЦИОНЕРЫ БОРЮТСЯ С КОРРУПЦИЕЙ

Не секрет, что в Туве никакой борьбы с коррупцией нет. Так, одна видимость для отчёта. В основном гоняются за педагогами и врачами, нагоняя статистику. Хотя формально «борьба с коррупцией на протяжении последних лет входит в число главных приоритетов государства». О грандиозных свершениях в этой области с правительственной газетой решил поделиться «начальник отдела прокуратуры РТ по надзору за соблюдением законодательства о противодействии коррупции». Однако бодрым его доклад назвать было бы неправильным.

«Органы прокуратуры республики в текущем году провели в этом направлении достаточно емкую работу», – доложил он. «Прокуроры принципиально добивались устранения имеющихся нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности». Их стараниями «выявлено более 700 нарушений закона, внесено более 130 представлений, по результатам рассмотрения которых 110 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, принесено почти 220 протестов, более 120 заявлений направлено в суд. По постановлениям прокуроров к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечены 13 лиц». Но, как выяснилось, под понятие коррупции в прокуратуре могут подтянуть что угодно. К примеру, особой гордостью явилось направление в суд «92 исковых заявлений о признании незаконными приказов о приеме лиц без образования на муниципальную службу и о понуждении работодателей к расторжению трудовых договоров».

Впрочем, кое-какой толк от деятельности прокуратуры всё же есть: «в текущем году органами прокуратуры изучено более двух тысяч нормативных правовых актов и их проектов органов государственной власти и местного самоуправления республики. Почти в 300 из них выявлены коррупциогенные факторы. На сегодняшний день по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования из 250 нормативных правовых актов такие факторы устранены». Однако думается: неужели для этого нам нужна такая армия прокурорских работников во главе с прокурором республики, на днях получившим генеральскую звезду? Да, бороться с коррупцией – не чаи гонять...

Но слабой работе есть объяснение: «у нас много претензий к работе следователей». Именно из-за этого «в текущем году в суды направлено всего пять коррупционных уголовных дел». Заплечных дел мастера имеют настолько низкую квалификацию, что «каждое третье дело, направленное прокурору с обвинительным заключением, возвращено для дополнительного расследования». Самым ярким примером этого является уже которое возвращение обвинительного заключения в отношении налоговиков. Можете представить себе уровень расследования дел, если наши следственные балбесы умудряются терять вещдоки и предъявлять обвинение без них, а также без указания времени, места и способа преступления. Действительно, с такими следаками никакая прокуратура не поможет...

Плюс ИнформГДЕ ИСКАТЬ ПРЕСТУПНИКОВ?

Когда заморозили Хову-Аксы, начальник СУ СК Шаронов громогласно заявил о возбуждении уголовного дела в отношении местных руководителей посёлка, хотя для всех было очевидно, что искать преступников нужно в правительстве Тувы. И в первую очередь среди председателя правительства Кара-оола, его заместителя Бартына-Сады, министров Кызыл-оола, Сата и Кажин-оола, поскольку неподготовленная к зиме ТЭЦ – республиканского подчинения. Однако замахиваться так высоко Шаронов, видимо, труханул. Прошёл год. Выяснилось: «в действиях главы Чеди-Хольского района и его заместителя, которые являлись фигурантами возбужденного после чрезвычайной ситуации уголовного дела, не нашли фактов, позволяющих говорить о «ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей».

Интересно, чем занимались следователи целый год, если «РИСК» ещё в январе 2013 года дал подробную квалификацию всем этим фигурантам? Ведь доподлинно известно, что накануне отопительного сезона правительство вместо подготовки ТЭЦ к работе в зимних условиях приступило к ликвидации ГУП «Хову-Аксытепло». Соответствующий, подпадающий под понятие «преступный», документ подписан министром имущественных отношений Кызыл-оолом. ТЭЦ к зиме не готовили, и за это должен ответить зампред Бартына-Сады, министры энергетики и ЖКХ. Если деньги на ремонт не были выделены, виноват министр финансов. А если их украли, то виноват тот, кто украл. Ликвидацией ЧС руководил лично премьер Кара-оол, и именно он виновен в том, что уже после аварии из систем не сбросили воду и разморозили сети и дома.

Неужели у Шаронова такая низкая квалификация, что он не мог прочитать это в нашей газете, осмыслить и ретранслировать следователю для принятия соответствующего процессуального решения? Вряд ли. Скорее всего, просто побоялся заводить дела на настоящих преступников. Теперь, спустя год, разводят руками: привлекли не тех. «Согласно выводам полученного заключения, все работники котельной и должностные лица действовали в рамках своих полномочий. Причинно-следственной связи между их действиями-бездействиями и наступившей аварией не имеется», – подтвердил следователь.

«Но следователи обещают, что виноватые все-таки будут». И теперь «искать их, скорее всего, станут, среди подрядчиков и коммунальщиков». Опять двадцать пять... Кара-оол, Бартына-Сады, Сат, Кызыл-оол и Кажин-оол опять «в стороне». Так они искать преступников будут до второго пришествия... И вряд ли кого найдут.

ПРИМЕР КАРА-ООЛОВСКОГО РАЗГИЛЬДЯЙСТВА

Мы давно ничего не слышали о нашей замечательной птицефабрике. «ПИ» нарушил информационную блокаду и сообщил: «уже никто и не припомнит, сколько руководителей обещали вывести фабрику на конкурентоспособный уровень, чего так и не произошло». «На реконструкцию было направлено свыше 50 млн. рублей». Как полагали многие, «у предприятия были все условия, чтобы подняться на ноги». Но этого так и не произошло. На сегодня долги предприятия составили «более 90 млн. рублей».

Разворотливые жулики, подобранные правительством Тувы, довели предприятие до настоящего кошмара. «Когда открыли двери одного из корпусов, то увидели настоящий «куриный концлагерь». Бедные синюшные курочки неделю выживали там без тепла и корма». Однако правительство Тувы полно оптимизма: придёт новый хозяин, и всё наладит. Хотя разделить оптимизм с ним никто не хочет: «современные рыночные условия диктуют свои жесткие правила. Сегодня пробиться на местные прилавки сквозь продукцию засаянских конкурентов очень и очень непросто». Это если есть продукция. А тут и этого нет. Есть только типичный пример кара-ооловского разгильдяйства за народный счёт.