Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_4131.html
№17 за 19 ноября 2013 года

«Мы строим большую тюрьму»

Проект закона, карающего за пропаганду сепаратизма, вызвал резкое неприятие экспертов

В России вскоре появится новый вид уголовной ответственности – за пропаганду сепаратизма. В Госдуму уже внесен законопроект, предлагающий сажать за это на срок до 20 лет. Причем инициаторы-единороссы Антон Романов и Евгений Федоров, а также примкнувший к ним эсер Михаил Емельянов поспешили опередить фракцию коммунистов, в которой только за неделю до этого объявили о намерении внести на рассмотрение палаты свой проект такого закона.

Появлению законопроекта предшествовал ряд событий и скандальных высказываний о расчленении России. В частности, на фоне произошедшего в столичном районе Бирюлево в соцсетях зазвучали призывы отделить кавказские республики. Главред журнала The New Times Евгения Альбац в эфире «Эха Москвы» заявила, что не видит «особой проблемы», если Россия «разделится по Уральскому хребту», и даже выразила мнение, что «это неизбежно». А лидер ЛДПР Владимир Жириновский призвал ограничить рождаемость на Северном Кавказе и оградить его территорию колючей проволокой.

Учитывая, что на «недопустимость любых проявлений национализма и сепаратизма» еще год назад указывал Владимир Путин – как раз в президентском Послании парламенту, можно ждать, что закон будет принят достаточно быстро. Понимая это, эксперты высказывают опасения: наспех состряпанные формулировки не спасут страну от сепаратистских настроений, зато дадут власти очередной инструмент для подавления свободы слова. «Заголовки» представляют подборку наиболее примечательных цитат из прессы.

«Фрики» и «спящий медведь»

В первую очередь приводятся мнения авторов законопроекта и его сторонников. Сепаратисты – «фрики», пока у государства есть силы их нейтрализовывать, но «как только сил будет меньше, они расцветут пышным цветом», пояснил «Коммерсанту» Михаил Емельянов.

Вице-президент Центра политтехнологий Ростислав Туровский тоже считает, что речь идет о «превентивной мере». Она направлена против опасных тенденций в Татарии, Башкирии, Туве, Якутии, на Северном Кавказе, а также в дальневосточных регионах, где развиты антимосковские настроения.

«Мы строим большую тюрьму»

В то же время правовой аналитик межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Рамиль Ахметгалиев в комментарии «Новым известиям» высказал мнение, что в зону риска попадают любые, даже научные дискуссии на тему сепаратизма. «В конечном итоге это рискует перерасти в борьбу с национальными активистами, учеными, журналистами.

Еще более резко высказался глава общероссийского движения «Демократическая правовая Россия» юрист Игорь Трунов. «Мы строим большую тюрьму, – предостерег он. – Этот закон вообще не нужен. В свободной стране можно говорить на любую тему, не опасаясь при этом получить длительный срок».

Он полагает, что авторы просто делают себе политическую рекламу, предлагая «самое простое и примитивное решение потенциальной проблемы». Во время Октябрьской революции тоже предлагалось «расстреливать всех плохих, чтобы остались только хорошие», – привел аналогию юрист.

Глава правозащитного центра «Мемориал», эксперт по Северному Кавказу Александр Черкасов видит еще одну угрозу: «Запрещая обсуждение каких-либо, пусть неприятных для нас тем, в легальном пространстве, мы выталкиваем соответствующие силы в подполье. До тех пор пока люди говорят, они, может быть, еще не перешли к действию. У нас же высказывание становится предметом уголовного преследования отчасти из-за лени правоохранительных органов. На самом деле гораздо легче найти неправильную запись в блоге, чем искать людей, совершивших насильственные преступления».