Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_3274.html
№2 за 21 августа 2012 года

Обзор прессы

Тувинская правдаКОГДА У ВЛАСТИ ЖУЛИКИ И ВОРЫ

Пять лет назад, встав у руля республики, Кара-оол пообещал нам невиданный по масштабам инвестиционный бум. Скромно отмеченный на днях День Строителя дал повод журналисту правительственной газеты проанализировать, в каком состоянии сейчас находится строительная отрасль республики.

Как справедливо отмечает автор публикации, правление Кара-оола оставило свой неизгладимый след: если «недавно еще человек с мастерком в руке и в каске был главным героем плаката», то теперь люди этой гуманной профессии в Туве с трудом находят средства для пропитания. Автор статьи долго искал в столице какой-нибудь строительный объект, но застать рабочих ему удалось только на одном объекте – «на строительстве здания, расположенного рядом с Воскресенским собором». Оказалось, что там ещё «теплится жизнь». Правда, не очень бурно – на стройке «задействованы три человека». Не густо. Фундамент «Архиерейского дома» «заложили десять лет назад».

Стройка шла ни шатко, ни валко, пока Кара-оол не стал премьером. Тут-то она и застопорилась окончательно. Как считает автор, долгострой объясняется тем, что когда правительство Тувы развязало войну с парламентом, «в кашу политических интриг угодил и архиерейский дом». Последствия сказываются до сих пор.

Впрочем, не о том речь. В День Строителя «ТП» рассказывает о том, что в Туве работа строителя перестала быть почётной. Можете себе представить: с некоторых пор республикой руководит человек, в пьяном угаре выбивший охраннику глаз. С тех пор у нас пользуются уважением и защитой государства чиновники, банкиры, контрабандисты, скотокрады и убийцы. А вот строителей-отделочников, как отмечает автор, к примеру, «стало как бы нормой, оставлять на зиму без работы». В Кызыле есть целое ПТУ, призванное готовить рабочих строительных специальностей. Теперь его громко назвали «строительным техникумом». Но, как отмечает Чодураа Самбала, «штукатуром я работаю шестой год, но ни разу не встречала выпускников этого училища в городских бригадах». С тех пор, как училище доверили родственнице Главы, его воспитанники больше известны как наркоманы, торговцы наркотиками или участием в криминальных разборках. Теперь ветеран, отработавший на стройках 40 лет, со вздохом говорит: «боюсь, что после нас никого не останется». И она, наверное, права. Если у кормила власти будут стоять жулики и воры.

ОН ПОТЕРЯЛ ПЯТЬ ЛЕТ ВРЕМЕНИ И УПУСТИЛ СВОЙ ШАНС

«15 августа Тува отмечает День Республики», в связи с чем работник агитпропа правительства «взяла интервью» у председателя правительства. Оказалось, что за пять лет властвования похвастаться-то и нечем. Судя по всему, Ш.Кара-оол так и не постиг науки и не нашёл ответа на вопрос, «как обустроить Туву?». Конечно, автору «интервью» хотелось представить Главу республики в глазах читателей правительственной малолитражки солидным государственным деятелем с масштабным мышлением, политической прозорливостью и гуманизмом. Получилось всё гораздо проще, серее и мелкотравчатее.

Кара-оол вынужден был признать, что он «пять лет назад в первом своем послании» озвучил «самые «болевые точки» развития экономики республики». Это были «транспортная недоступность, огромный энергодефицит, отсутствие крупных инвестиций». Спустя пять лет можно смело констатировать, что все эти проблемы с его участием только усугубились. Все виды транспорта в республике за последние пять лет дошли «до ручки». Авиапредприятие фактически ликвидировано, а аэропорт передан в федеральную собственность, тувинское пароходство обанкрочено и фактически свернуло свою деятельность в республике, автодорога М54 превращена в кормушку недобросовестных предпринимателей – дорогостоящего ремонта «Востока» хватает только на одну зиму и весной асфальт «сползает» с дорожного полотна вместе со снегом.

Начало строительства железной дороги в Туву до сих пор не начато, хотя говорильня продолжается на самом высоком уровне. А недавно правительство РФ сократило объём государственного финансирования строительства дороги и в очередной раз отложило начало финансирования строительства ещё на два года. Что же касается «крупных инвестиций», то следует отметить, что ЕВРАЗ и Северсталь до сих пор не вложили в экономику республики ни копейки, а главная надежда Кара-оола – ЕПК – недавно вообще объявлена банкротом.

Да и с решением энергетических проблем точно такая же картина: инициированную еще Ооржаком реконструкцию Кызылской ТЭЦ власти успешно «похоронили», а строительство мифической блочной ТЭС так и осталось маниловской мечтой Главы. Как вынужден признать Кара-оол, «сегодня мы получаем электроэнергию по цене в два раза больше, чем Хакасия», что красноречиво указывает на реальную дееспособность тувинского правительства в решении насущных проблем. Потому чистосердечное признание Кара-оола «Мы потеряли много времени, упустили непозволительно много шансов для того, чтобы жизнь в республике была более благополучной» принимаем как неоспоримость того, что он пять лет назад сел «не в свои сани».

Так что, спустя пять лет Кара-оолу остаётся только расписаться в собственном бессилии родить национальную идею, в связи с чем он, как заклинание, повторяет: «Тува получит достойное развитие только в условиях стабильности». Похоже, она в Туве из политической уже переходит в кладбищенскую. И Кара-оол, судя по всему, это понимает, в связи с чем признаётся, что его теперь спрашивают те, кому он когда-то обещал златые горы: «ну и где обещанное светлое будущее?». И не может ответить ничего, кроме: «легче всего с иронией наблюдать со стороны и предъявлять претензии».

По поводу одной из таких претензий он попытался полемизировать. «Говорят: Кара-оол продал Тоджу китайцам». Также ставят в вину наводнение Тувы китайцами и частые подозрительные его вояжи в Поднебесную. На что Кара-оол робко оправдывается: «решение о строительстве горно-обогатительного комбината на Кызыл-Таштыгском месторождении было принято в рамках российско-китайского сотрудничества». А «продажей месторождений занимается «Роснедра». Так что он тут как бы «ни при делах». Маленький человечек, от которого ничего не зависит: «о том, что продано то или иное месторождение на территории Тувы, мы узнаем в средствах массовой информации». И добавляет с пафосом: «у меня уже был серьезный разговор на эту тему с министром природных ресурсов и экологии Кара-Салом...». Хотя при чём тут он, если сам Кара-оол ничего изменить не в состоянии? Нашёл козла отпущения? Впрочем, конечно, так расписаться в собственном бессилии – позорно. И когда нет конкретных положительных результатов, лучше сослаться на отсутствие полномочий...

Ну а дальше Кара-оол понёс вообще удивительное. «Сельское хозяйство республики остается приоритетной отраслью», – заявил он. Видимо, забыл, как его правительство сельскохозяйственные деньги бездарно и безвозвратно угрохало на птицефабрику и водочную линию. Как выяснилось, за пять лет под видом «развития агропромышленного комплекса только из бюджетов всех уровней» было растащено «почти 2,5 миллиарда рублей». А заодно хозяйства всех форм собственности, среди которых особо выделяются ГУПы и МУПы, спёрли «кредитов на 3,8 миллиарда рублей». И «это дало результат» – бумажное «поголовье скота увеличилось». Правда, при этом цены на мясо в республике странным образом резко «подскочили», и сегодня в Туве оно в 1,5 раза дороже, чем в соседних «не сельскохозяйственных» регионах Сибири.

Что же касается проблем и нерешённых за пять лет задач в республике, то Кара-оол считает, что плохо работает муниципальный уровень власти. И заявляет: «проблему надо решать более глобально. Речь идет о качестве муниципального управления. В первую очередь, это подготовка квалифицированных муниципальных служащих, кадровый голод в районах зашкаливает. Очень важный фактор – доверие людей к муниципальной власти, потому что именно она решает проблемы конкретного человека». Известно, что Кара-оол за пять лет поменял почти всех руководителей муниципалитетов. Им были расставлены, порой в результате ожесточённого конфликта с местными депутатами, «надёжные кадры». Кажется, пора подводить итоги. Выяснилось «вдруг», что сейчас «целыми районами правят «теневые» фигуры». Видимо, правильное название которым – криминалитет.

Заметим: администрацией Кызылского кожууна руководит мошенник, имеющий судимость по соответствующей статье УК РФ, Глава Чеди-Хольского кожууна заворовался и очень скоро получит подобную же статью. Пий-Хемом «рулит» алкоголик и т.д. и т.п. Список можно продолжать долго. Но главное: все они – ставленники партии жуликов и воров. Доверенные люди Главы. Однако, он вынужден признать: в сегодняшней ситуации «именно они осваивают в свою пользу бюджеты районов». И как результат – «такое «руководство не несет никакой ответственности перед людьми».

НИЩИЙ ГУП РАСЩЕДРИЛСЯ НА ДОРОГОЙ ПОДАРОК

Интересная новость: «чабан на Наадыме подарил Главе Тувы коня». Кто-то скажет: ну и новость! У нас ему постоянно что-нибудь дарят. На то он и дарга. Но давайте разберёмся с этим поподробнее. Как сообщила «ТП», «тувинского коня в полном снаряжении подарил чабан ГУП «Моген-Бурен» Монгун-Тайгинского района Артыш Салчак». При этом Артыш сказал, что «вручает коня от имени всех животноводов Монгун-Тайги». В связи с этим следует вспомнить, что в Туве в последние годы ВСЕ ГУПы (государственные унитарные предприятия) работают убыточно, фактически влача жалкое существование на грани банкротства. Существуют они исключительно за счёт государственных дотаций. К тому же ГУПы не имеют своей собственности – они лишь пользуются госсобственностью, в связи с чем Кара-оол не мог не осознавать, что «в знак признательности» ему преподнесли государственную собственность. «Горячо поблагодарив за подарок, Шолбан Кара-оол отметил, что принимает его как знак признания». И пообещал «подарок оправдать». Видимо, теперь правительство Тувы сделает ГУПу «Моген-Бурен» очередное финансовое вливание, которое с лихвой перекроет стоимость подарка. Рука руку моет, говорили в старину.

Центр АзииВ ТУВУ ЗАШЛА КОМПАНИЯ С ИСТОРИЕЙ...

Нищий еженедельник решил подзаработать и дал рекламу сомнительному предприятию – началу строительства быстровозводимых домов из металлокаркаса. «Сразу пять трехэтажных домов на 180 квартир должны быть сданы к новому 2013 году в восточной части Кызыла», – сообщает «ЦА». Их строительство «развернуло ООО «Инжиниринговая компания «Новолит» из Новосибирска, «которая работает по технологии быстровозводимого жилья из металлокаркаса». Новые квартиры «предназначаются для тех, чье жилье признано непригодным в результате землетрясения, уволенных с военной службы», а также «дети-сироты и граждане, попавшие в программу переселения из ветхого и аварийного жилья». Заметьте, все категории – незащищённые от произвола властей люди.

«Дома рассчитаны на 9 баллов», – рассказывает сказки гендиректор Барковский, хотя документов о проведении соответствующей экспертизы никто не видел. Но многие знают о плачевной скандальной истории строительства «после наводнения в Якутии в 2000 году в Ленске 100 одноквартирных домов», из-за которых Шойгу чуть не пошёл под суд. Тогда эти «дешёвые дома» оказались в три раза дороже, чем возводимые аналогичные дома в Канаде...

Плюс ИнформПОКА ПРОКУРОР НЕ СМОТРИТ, НАРОД – БЕСЧИНСТВУЕТ...

Правительство Кара-оола уже пять лет как пытается решить проблему паромных переправ в республике. О том, как это продвигается, рассказывает еженедельник «ПИ» на примере «работы Кара-Хаакской переправы». Оказалось, что она частенько остаётся без присмотра, в связи с чем «водителям и пассажирам приходится самим переправляться на другой берег Енисея».

Возмущенные работой Кара-Хаакской переправы водители вызвали телевидение. Дорожное начальство на такую ситуацию смотрят не так сурово: «бывают случаи, когда жители сами переправляются на другой берег», да, признают они, «сбои», конечно, есть, но все не так плачевно», – считают они. От того, что паромщиков часто не бывает на рабочем месте, случаются разные неприятности. К примеру, недавно «люди угнали паром, остановились посередине реки, и не знали, что делать». Сложно спорить: «эта история лишний раз подтверждает, что за паромами нет надлежащего надзора». «Только кого это волнует?».

Автор отмечает: «судя по комментариям самих жителей села и директора МСУ, иногда люди действительно вынуждены самостоятельно переправляться через реку». Следует признать: «к сожалению, в республике не нашлось организации, которая может «погрозить пальцем» «паромщикам поневоле», и сказать, что это незаконно и небезопасно для самих же жителей». И куда смотрит транспортная прокуратура?