Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_2699.html
№36 за 19 октября 2011 года

Жильё, которого нет

Каждый ребёнок-сирота в нашей стране по достижении им 18 лет имеет право на получение жилья. Причём, это должна быть не комната в коммуналке, а полноценная квартира. Выполнить нормы закона, действующего в стране уже 15 лет, большинство субъектов Федерации пока не в состоянии.

Изменить ситуацию, которую под личный контроль взял Президент Дмитрий Медведев, должен новый закон, проект которого внесён Правительством на рассмотрение в Государственную Думу. В документе предлагается создать специальный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Квартиры, собственником которых останется государство, будут предоставляться сиротам по срочному договору найма. Через пять лет недвижимость переведут в жилищный фонд социального найма.

По словам председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентины Петренко, принятие законопроекта создаст эффективный механизм по реализации прав детей-сирот на жильё, а также гарантирует его сохранность.

Согласно статистике Министерства здравоохранения и социального развития, в стране насчитывается свыше 220 тысяч таких очередников.

«Проблема возникла не вчера, – сказала Валентина Петренко, комментируя законопроект корреспонденту «Парламентской газеты». – Год за годом регионы из-за нехватки денег увеличивали очередь детей-сирот на жильё. Критическая ситуация сложилась в таких регионах, как Республика Тыва, Забайкальский и Пермский края, Иркутская, Новосибирская, Омская, Свердловская, Кемеровская области».

Первые субсидии на эти цели региональные власти получили в 2007 году. Тогда их размер был невелик – всего 500 миллионов рублей. За минувшие годы помощь федерального Центра значительно выросла. В прошлом году из бюджета страны для обеспечения жильём детей-сирот и лиц из их числа выделено 1105,38 миллиарда рублей. Но даже эти средства невелики, если учесть потребности некоторых наиболее проблемных регионов.

Однако причина не только в недостаточном финансировании, уверена парламентарий. В стране фактически отсутствует планирование – как решить проблему. Постоянная статистика, контроль над ситуацией позволяет за несколько лет спрогнозировать, какое количество жилья потребуется для детей-сирот в каждом регионе. Пока же подобная статистика в отдельных субъектах Федерации далеко не всегда отражает реальность. Банк данных нельзя назвать точным и полным, не отличаются от него и сведения органов опеки и попечительства, других уполномоченных органов.

По поручению Президента Дмитрия Медведева была проведена серия прокурорских проверок, которые выявили нарушения при исполнении закона. Многие из них завершались формулировками «нецелевое использование субсидий», которые были предоставлены регионам. Жильё некоторых выпускников детских домов лишь по документам соответствовало всем нормативам, прописанным в законе. Поэтому предложенный Правительством законопроект устанавливает общие для всей страны нормативы, которым должно соответствовать предоставляемое жильё.

Получить квартиру от государства – не единственная проблема, с которой сталкиваются многие сироты. Не менее сложно порой бывает сохранить долгожданные квадратные метры. Дети-сироты часто становятся жертвами мошенничества. «Местные коммунальные службы, паспортные столы, обмениваясь информацией, иногда допускают утечку. Быстро находятся нечистоплотные люди, которые любыми способами пытаются отобрать законное жильё у детей. Им предлагают фиктивные браки, сомнительные сделки обмена и купли-продажи», – подчёркивает Валентина Петренко. Формально всё происходит вроде бы по закону. Но фактически сироты остаются без крыши над головой. «К сожалению, большинство выпускников детских домов оказываются социально не адаптированы. Они не готовы к взрослой самостоятельной жизни... Мы неоднократно предлагали ввести как минимум пятилетний мораторий на сделки с таким жильём», – замечает Валентина Петренко.

Ещё одна из новаций проекта касается социальных сирот. Сегодня они сохраняют право на жильё, в котором проживают родители, лишившиеся своих прав. Считается, что туда и должен вернуться ребёнок по достижении 18 лет. То есть вновь попасть в ту среду, откуда его забрали, – в неблагополучную семью, к родителям-наркоманам и алкоголикам. Новый законопроект отменяет это правило и обязывает предоставить такому ребёнку благоустроенное жильё по договору социального найма.

При всех плюсах будущего закона главным всё же остаётся его исполнение в регионах. Невыполнение государством своих обязательств порождает правовой нигилизм у детей, говорит Валентина Петренко: «Неисполнение закона развращает молодого человека. Если государство взяло на себя обязательство, оно должно его выполнить. Никаких ссылок на отсутствие средств не должно быть».

МНЕНИЕ

Татьяна Яковлева, член Комитета Государственной Думы по охране здоровья, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», заслуженный врач РФ:

«Ситуация с предоставлением жилья сиротам на сегодняшний день аховая. На начало прошлого года без малого 224 тысячи выпускников детских домов и детей, вышедших из опекунских семей, не имеют закреплённого за ними жилья.

Однако, кроме недостатка финансового обеспечения, не урегулированы и вопросы с порядком предоставления жилья. В результате на усмотрение региональных властей совершеннолетний сирота может получить или сертификат, или деньги, или квартиру, или комнату. Нет единого алгоритма, а в итоге нет и равноправия при получении квадратных метров. Эту неразбериху призван устранить новый законопроект, в котором чётко прописано: жильё для сирот может быть только в виде квартиры (а не комнаты в коммуналке) или дома (а не части дома). И с 2012 года не будет никаких «откупных» – в виде денег и сертификатов, которых зачастую не хватает для покупки нормальной недвижимости.

Крайне важно, что законопроект регламентирует и требования к помещению. Теперь недобросовестные чиновники не смогут заселять сирот в подобный неликвид. Поправки чётко предписывают: жильё должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам».

Елена Олудина,
«Парламентская газета»