Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_2225.html
№2 за 23 февраля 2011 года

Оставьте в покое Буян-Бадыргы!

Оставьте в покое Буян-Бадыргы!

С историей надо обращаться осторожно!

Окончание. Начало в 3-5, 1.

Идет оживленная дискуссия по интернету на тему: «Ставить памятник в Кызыле гун нояну Монгуш Буян-Бадыргы, первому премьер-министру ТНР, в обнимку с полпредом РСФСР в Урянхайском крае Иннокентием Сафьяновым или без?». А есть и совершенно другое мнение...

Так называемый старо-монгольский язык – это язык урянхайцев. Чингисхан говорил и писал на этом языке. Его всемирно известный гражданский кодекс «Билик» (Знание) написан на урянхайском языке, уйгурской графикой. А уйгуры в лице омаков – хойук, ондар, иргит, оюн до сих пор живут и здравствуют в современной Туве. Можно смело утверждать, что язык Чингисхана – это наш, урянхайский язык. Поэтому урянхайцы прекрасно понимали язык нашего кесаря Темужина, поэтому все 4000 солдат-тургаутов, охранявших ставку и семью великого кесаря, были урянхайского рода. Вот почему Чингисхан 8 лет прожил среди «сартаулов» в Самарканде и Бухаре, прекрасно зная язык и письмо (бичик) родственного узбекского народа. Это – наша письменность! Урянхайская! Туранская! Тюркская!..

Кстати, свою докторскую диссертацию А.Кунаа защитил в 1970 году в Алма-Ате, тогдашней столице Казахстана. Ему в этом помогли казахские ученые-филологи, возможно, потомки мергитов (соплеменники иргитов, входящих в состав узбекских, казахских, тувинских, якутских, алтайских, хакасских и шорских родов), народа Чиледу-аха, родного деда Чингисхана. История спиралеобразна, все возвращается на круги своя. И в этом мире случайных встреч не бывает. Даже «великий полководец всех времен и народов, не побежденный никем, однорукий, одноногий, одноглазый, долговязый старый рыцарь» Эзен-хан Чаурхан Субедей – завоеватель Европы и Руси, вернулся домой и встал на свой боевой пост на родине в Уранхае, на берегу родной реки Тенгис-Хема (Тес-Хема). Ему нигде, никто не поставил ни одного памятника, потому что он для них чужой. Но у него есть его потомки, его родной уранхайский народ, который поймет его и простит ему его грехи. Есть его земля и река, где он родился и вырос. Если судить по многочисленным источникам он сильно любил родную землю и тосковал по ней. Так пусть его душа найдет здесь покой и блаженство... Памятник ему поставили его потомки в 2010 году, спустя 800 лет после его смерти. Душа человека – бессмертна, и современная наука полностью подтверждает это. И ей хорошо покоиться там, где она родилась, чтобы вновь родиться здесь же, как говорил Чингисхан, «В матери земле Отукен». Ныне Одуген русскими переименована на хребет Академика Обручева. Никто не знает, кто такой Обручев, зато все знают – Чингисхана...

И если разрешат жители Минусинска, то средствами, собранными поклонниками Иннокентия Сафьянова, если таковые найдутся, можно построить памятник и этому комиссару Советской власти, на территории Красноярского края. И кратко начертать на нем его заслуги перед тувинским народом. Опять же его памятник должен стоять там, где он родился и вырос – на родине. А не в Туве!!!

Есть такая притча, когда генсек СССР Н.С.Хрущев предложил Китаю построить в Порт-Артуре памятник русскому адмиралу Макарову, погибшему в морском сражении с японской эскадрой в 1905 году, председатель Мао-Цзедун ответил: «Тогда вы постройте в Москве памятник монгольскому генералу Субедею, захватившему и поработившему Русь. Тогда, пожалуйста. Русские не приглашали к себе монгольских завоевателей, а китайцы никогда не звали к себе ни русских, ни японских, да никаких других адмиралов. Скажите, чем отличается завоеватель от завоевателя?». Да, неэтично вышло со стороны советского руководителя. Таких пассажей с эпизодами «самодурства» в жизни Н.С.Хрущева было хоть отбавляй. Но тут нашла коса на камень. Великорусский шовинизм расплющился о великоханьский...

Урок для всех. В гостях хорошо, но дома лучше...

Я боюсь того, что в Восточной Туве могут найтись и потомки врагов Буян-Бадыргы, не дай бог, осквернят его памятник. Это было бы еще печальней за его судьбу. Тем более, восточные тувинцы до сих пор относятся к личности Буян-Бадыргы сдержанно холодно, а в убийстве Буяна-Бадыргы хемчикцы до сих пор иногда обвиняют восточных тувинцев.

В 1919 году Монгуш Буян-Бадыргы, пожелав воссоединить Туву с гоминьдановским Китаем, пригласил в Урянхай отряд китайских оккупантов генерала Ян-Ши-Чао. Когда С.К.Кочетов собрал свой партизанский отряд в Подхребетинске и пошел против 10 тысячного отряда китайских оккупантов генерала Ян-Ши-Чао, творивших немыслимые зверства против мирного населения, в том числе факты каннибализма и педофилии, гун-ноян Монгуш Буян-Бадыргы находился в китайском лагере в местечке Оттук-Даш. Чем он там занимался? Чем его угощали озверевшие, наглые, незваные белокитайские захватчики, считавшие всех инородцев «варварами». Вкусна ли была гун-нояну китайская кухня? У китайских людоедов гун-ноян Буян-Бадра-хуу, как всегда, просил одного – должности Верховного правителя Урянхая. Но тувинские и русские партизаны наголову разбили китайцев. Потому что среди партизан были отцы растерзанных белокитайцами детей...

А про убийство Агбаана-демчи восточные тувинцы стыдливо молчат, как маргиналы, по выражению Чингисхана «рабы мухули-мускули», любящие, когда их хвалят, умеющие чесать языками гадости, забывшие свою историю, потерявшие свою национальную гордость! Но, напоминаю, эта тишина обманчива! До поры. История знает, что разгадывать души урянхайцев – дело неблагодарное. Как писал Рубрук, европейский путешественник, современник Чингисхана: «Улыбчивость урянхайца, ещё не признак его дружелюбия...». Вот эти хрупкие межэтнические отношения между восточными и западными тувинцами подсказывают потомкам воздержаться от необдуманных шагов, связанных с возведением каменных истуканов... Им надо бы лучше узнать свою историю, ощутить духовное содержание своего народа. И пусть успокоится душа несчастного гун-нояна Буян-Бадыргы от политических интриг. Он сам нашел свою кончину, свой путь в этом семеричном иллюзорном мире. Ом мани...

P.S. Кстати, Буян-Бадыргы не первый руководитель ТНР, как хотят его преподать современные «узурпаторы» истории Тувы. Первым главой в 1921 году ТНР был избран Салчак Сотнам-Балчыр Комбу-Доржу оглу – бывший Амбын-ноян Урянхая. После него был Куулар Дондук. В 1923 году Я.Чугунов, представитель Коминтерна, привез из Чаданы Монгуша Буян-Бадыргы и его назначили председателем правительства ТНР. Не избрали! А назначили! А он распустил ТНРП, народную партию трудящихся Урянхая, членами которой были и русские, и тувинцы. А Оюн Курседи, собрав своих соратников, вновь восстановил народную партию. Непонятно, от чего ныне Буян-Бадыргы реабилитировали? От гун-ноянства? В чем его обвиняли? В продаже Хубсугула монголам? Разве это не правда? В «приятных» сновидениях в лагере генерала Ян-Ши-Чао? Все знали, что гоминьдановские генералы любили «угощать» своих друзей детскими телами. Вот за эти дикие привычки красные солдаты Мао-Цзедуна без суда и следствия расстреливали гоминьдановцев!

Что касается И.Сафьянова, то он в мае 1921 года «самоотстранился от обязанности поспреда Сибревкома в Урянхайском крае и 15 июля 1921 года его сняли с этой должности». Он даже не участвовал, как должностное лицо, в создании ТНР 15 августа 1921 года в Атамановке! Так кто он такой? Кто хочет присвоить ему незаслуженные заслуги в создании ТНР? Еще и памятник ему?

Игорь Иргит,
Заслуженный деятель искусств Республики Тыва