Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_1810.html
№23 за 21 июля 2010 года

ОБЗОР ПРЕССЫ

Тувинская правдаПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОВОКАЦИЯ С УЧАСТИЕМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРУПОВ

Газета сообщила, что судом «бездействие депутатов Тувы в законодательном обеспечении предстоящих парламентских выборов признано незаконным». А выразилось оно в не утверждении парламентом «схемы территорий региональных групп кандидатов от политических партий». Следует отметить, что нужды в этой схеме нет ни у кого, кроме «Единой России». Да и той она нужна только для того, чтобы произвольно двигать очерёдность раздачи депутатских мандатов среди кандидатов по партийным спискам.

К тому же, как известно, суд не вправе передавать полномочия от парламента к каким-либо административным органам. Поэтому пассаж газеты «Суд передал от Законодательной палаты избиркому республики полномочия» выглядит по крайней мере глупо.

Впрочем, что можно ожидать от продажного суда, рассматривающего дела по заказу из правительства? При этом газета не скрывает: «инициатива судебного разрешения принадлежит в действительности главе республики Шолбану Кара-оолу», хотя в суд обратилось состоящее на содержании у правительства руководство тувинского РО «Патриоты России». Видимо, мы не раз ещё столкнёмся с подобной «игрой в поддавки» в зале суда, организованной правительством РТ с участием лидеров этой ТРО, набравших на последних выборах символическое количество голосов, составивших в итоге... 1(!!!) процент голосов.

БОРЬБА ЗА КОРМА НАЧАЛАСЬ

Последние три года каждое лето идёт безжалостная и бескомпромиссная борьба по заготовке кормов. Она традиционно ведётся с непременным успехом и заканчивается грандиозным провалом. В результате чего зимой скот падает от бескормицы. В этом году Кара-оолу удалось побить все рекорды – такого падежа скота, как нынче, в Туве не было никогда. А всё потому, что большая часть дотаций оседает в «Урянхае» и закупать корма за Саянами попросту не на что. А организовать заготовку кормов внутри республики некому – в Минсельхозе все заняты «распилом» бюджетных средств.

«По состоянию на 15 июля заготовлено 1258 тонн сена», – сообщает газета. Из которых почти тысяча тонн заготовлена кормозаготовителями Тандинского района, как указано в заметке «ТП». Так что выходит, что передовик (он же участник заготовки) один. Прямо скажем – поразительный результат! Особенно если учесть, что итоги заготовки кормов «в Чаа-Хольском районе – 30 тонн, в Эрзинском – 12 тонн и в Чеди-Хольском – пять тонн». А в остальных – «по нулям». В связи с чем «вызывает тревогу прохладное, мягко говоря, отношение к сенокосной кампании руководства Дзун-Хемчикского, Барун-Хемчикского, Улуг-Хемского, Бай-Тайгинского районов, в которых еще не приступали к заготовке кормов».

«В этом году план увеличен до 179,4 тыс. тонн при общей потребности 212,5 тыс. тонн». Для чего «увеличены площади кормовых культур до 1991 гектара», что «к уровню прошлого года составляет 236%». «Как и в прошлом году, в ГУП «Чалааты» Овюрского района будет создан резервный фонд Министерства сельского хозяйства», – сообщает «ТП».

Как помнится, в прошлом году это не помогло.

ДЕФИЦИТ УГЛЯ: КТО НА НЁМ НАЖИВАЕТСЯ?

Интересное наблюдение: в республике никакой экономики нет – одно потребление. Зато имеется не только министерство экономического развития в правительстве Тувы, но и отдел экономики в правительственной газете. И можете себе представить, уважаемый читатель, этот отдел действует! По крайней мере, именно так можно расценивать заказную публикацию этого отдела в «ТП» под названием «Страхи и страсти по углю».

Для начала отдел публикует фрагмент якобы полученного редакцией письма читателя: «Наши местные СМИ в последние дни начали запугивать дефицитом угля будущей зимой и ростом цен на него». Действительно: такие публикации появились во многих республиканских СМИ. Но затем следует интересный пассаж, за которым «торчат уши» заказчика публикации: «что, правительство пытается так расшевелить глав администраций районов?». Такое впечатление, что читателям важен не дефицит угля и его стоимость, а взаимоотношения правительства с кожуунами.

В ответ газета сообщает, что «цена на уголь для внутреннего потребления в республике недавно утверждена на уровне 1300 рублей за тонну и вряд ли правительство пойдет на ее увеличение». Видимо, в «ТП» до сих пор не знают, что она увеличилась с 1 июля 2010 года до 1560 руб. за тонну. Затем малограмотный и откровенно некомпетентный автор пытается убедить нас, что главная проблема не в цене на уголь и в его фактическом отсутствии для внутреннего потребителя, а в том, что «слабым местом кампании остается транспортный вопрос». И затем долго и нудно рассказывает, каков утвержденный законом порядок проведения тендеров, которые могут растянуться на полтора месяца и уйти в зиму. «Получается: не менее полутора месяцев займут только «бумажные» дела», – сетует автор. Видать, ему невдомёк, что лето – это три месяца. К тому же, кто мешает правительству и кожуунам решать «бумажные дела» в апреле-мае, чтобы затем спокойно вывозить свой уголь?

Да и то: что у нас за правительство, если оно не может отстоять интересы бюджетников завозить уголь тогда, когда это им удобно, а не тогда, когда этого хочет принадлежащая нашему земляку «Тувинская горнорудная компания»? Представьте себе: пекарня печёт и продаёт хлеб. Она – одна в округе. И её владелец говорит покупателю: буду хлеб продавать по годовым контрактам. Летом будешь брать по две булки в день, а зимой – по три! Не выберешь – заплатишь штраф! И платить будешь по тем ценам, что я назначу! Ему чабан-покупатель отвечает: смилуйся, дарга, откуда я знаю, сколько хлеба я буду есть зимой? Вдруг у меня денег не будет сразу на три булки? А если хлеб будет некачественным, я и одной не одолею! Да и летом ко мне могут приехать дети, родственники и хлеба тогда может понадобиться больше. А зимой я уеду на стойбище и вообще хлеб покупать буду раз в месяц по три булки! А тот своё: не хочешь – останешься без хлеба!

Смешная история, не правда ли? Но горечь её в том, что именно так поступает по отношению к нам «Тувинская горнорудная компания». И сделать с ней ни правительство, ни прокуратура, ни антимонопольное ведомство ничего не могут, поскольку она принадлежит нашему замечательному чрезвычайному земляку, спрятавшемуся за кипрским оффшорам. А потому, сколько он назначит, столько и будем платить за наш тувинский уголь. И «Единая Россия» ему в этом поддержка и опора.

Затем продавшийся с потрохами автор подробно рассказывает, как складываются мировые цены на коксующийся уголь. Оказалось, что «австралийская компания BHP Billiton навязала своим клиентам контракт на поставку коксующихся углей, в который заложила стоимость угля в 200 долларов за тонну». А это – более 6 тыс. рублей. Так что, по мнению автора, и нам в Туве, как участникам мирового рынка, следует ожидать такую же цену на наш тувинский уголь. Поскольку «позиция руководства разреза вполне понятна – лови момент». Именно поэтому в Туве, не готовой платить по 6 тыс. рублей за тонну угля, его и не будет, поскольку нашему земляку, очень нуждающемуся в денежных знаках американского производства, «намного выгоднее продать свой уголь в тот же Китай по сложившейся на мировом рынке цене, чем обреченно ждать, когда его в час по чайной ложке заберут райтопы». Поэтому нам всем надо быть готовым к тому, что «руководство горнорудной компании с их заказами нынче церемониться не станет. И будет право».

А вот теперь уже не вызывает сомнений, кому нужна была эта публикация и кто её заказал. Что же касается тувинского бюджета, то от роста цены на уголь он совсем не выиграл: «Тувинская горнорудная» никаких 6 тыс. рублей за уголь официально не получает. Она грузит уголь некой коммерческой структуре по обычной цене и взамен в оплату за уголь по бартеру получает по бешеным ценам ГСМ, запасные части и стройматериалы. А большая часть доходов от добываемого в Туве и продаваемого угля «капает» на кипрский счёт нашего чрезвычайного земляка. И так будет продолжаться до тех пор, пока ШВК будет сидеть в правительстве РТ, а его чрезвычайный патрон в правительстве – РФ.

НЕУСПЕХИ, ПОМНОЖЕННЫЕ НА ПРОМАХИ

Виктор Глухов просидел в кресле маленького начальника Кызылского района год и решил публично подвести итоги своей деятельности. Они оказались на удивление скромными. «С Кызылским районом у республики связаны перспективные амбициозные планы», – признаёт Глухов. «По его территории пролегают объекты аграрного пояса Кызыла, в том числе «Тепличный комбинат» и птицефабрика «Енисейская». На его земле залегают месторождения Каа-Хемского и Усть-Элегестского разрезов, где сейчас активно работают инвесторы». «Туда, к месторождению Усть-Элегеста, подойдет ветка железной дороги».

Район этот всегда славился своей коррупцией. А коррупция всегда была связана с распределением земли в посёлке Каа-Хем, примыкающим к столице. Но прежние администраторы и нахальные захватчики всю землю разобрали. И теперь перед новым руководителем стоит проблема освобождения земли с целью последующего коррупционного распределения. Этим он, судя по всему, в основном и занят. «В наследство от работы прежних руководителей Каа-Хем достался новому главе с довеском – местной «нахаловкой» в 600 дворов». Освободить их для перепродажи – главная задача Глухова. «Около 30 земельных участков удалось освободить. Выявились и особо стойкие: сколько раз им сносят забор, столько раз они его поднимают».

А вот что касается самой деятельности районного начальника, то тут дело – швах. Он не сообщает, какую часть доходов «перспективный район с амбициозными планами» зарабатывает самостоятельно – стыдно об этом говорить. Но если даже от самого крупного в районе налогоплательщика – ЕПК – «вместе с налогом на землю в прошлом году в казну района поступило всего около 200 тысяч рублей», то что говорить о других? К тому же, жалуется Глухов, «из жителей района на работу приняли лишь двоих – да и тех на низкоквалифицированный труд. Объяснили: работать тут должны профессионалы. У вас таких нет». Нищета в районной кассе такая, что не в состоянии «откорректировать имеющиеся генеральные планы поселков». К тому же решили «что план Усть-Элегеста, исходя из самой непосредственной близости к нему разреза, было бы уместно расширить за счет рабочего поселка, который намерена построить ЕПК». «Чтобы не получился отдельный элитный населенный пункт для приезжих специалистов». «Однако в компании соглашаться не спешат». Оно и понятно: правительство и кожуунная администрация фактически остановили работу ЕПК отказом выводить землю под месторождением угля из сельхозоборота. Чего они, интересно, ожидали в ответ?

Впрочем, не многим лучше обстоят дела во взаимоотношениях с Тувинской Горнорудной компанией: «когда администрация обратилась с просьбой финансово поддержать подготовку школ к началу учебного года, вразумительного ответа не последовало», – ноет Глухов. И заканчивает уже не так оптимистично: «Конечно, сказать о том, что у нас сегодня большие перспективы, и увидеть быстро какие-то результаты – сложно». И добавляет: «пока о каких-то перспективах говорить не стоит». «Дай нам Бог сохранить то, что имеем». Вряд ли. Скорее всего, растащат оставшееся.

Плюс ИнформЕМУ БЫ НАШИ ЗАБОТЫ

Еженедельник вновь озаботился проблемами Пугачёва. Некто Кузин интересуется: «станут ли проблемы Пугачева проблемами Тувы?». «Крупный предприниматель и сенатор от Тувы С.Пугачев, последнее время не сходит со страниц центральных газет и новостных Интернет-сайтов, которые дружно рассказывают о проблемах бизнесмена», – поделился он.

«Центральный актив Пугачева, Межпромбанк, оказался под угрозой лишения лицензии». «Еще раньше Пугачев пытался продать принадлежащие ему судоверфи, но на ту цену покупателей не нашлось». Он также «хотел избавиться от принадлежащего ему Усть-Элегестинского угольного месторождения, и тоже – безуспешно». И продолжает: «про Пугачева всегда говорили что он близкий друг Путина». «А близость к вершинам власти всегда была залогом решения любых проблем».

А затем с сожалением: «Однако сенатору, похоже, все же удалось разрешить свои проблемы и даже с выгодой для себя. 5 июля Центробанк согласился на реструктуризацию беззалогового кредита Межпромбанку на 32 млрд. рублей и взял в его обеспечение судостроительные активы «Объединенной промышленной корпорации». К тому же ВТБ пообещал дать новый кредит, под залог акций Енисейской промышленной компании, которой принадлежит Усть-Элегестинское угольное месторождение». Так что «если кредит не удастся вернуть, банк заберет себе месторождение. Что он дальше с ним будет делать – его проблемы».

В связи с этим автор опечалился перспективами строительства железной дороги в Туву: «теперь у нас появился серьезный вопрос насчет судьбы дороги Курагино-Кызыл, а ответа на него пока нет...».

Этот некто Кузин представляется аналитиком, а элементарных вещей не понимает. Пугачёв потому и закладывает месторождение ВТБ, потому что в связи с отсутствием реальных перспектив в ближайшем обозримом будущем построить «железку» проблематично. А потому и найти покупателя на месторождение, который купит его по приличной цене – тоже. А ВТБ – банк государственный. Путин прикажет ему – он и Енисей в залог возьмет.