Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_1549.html
№9 за 10 марта 2010 года

В Законодательной палате

КОГДА РАСХОДЯТСЯ ИНТЕРЕСЫ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА

25 февраля собравшихся на сессионное заседание депутатов Законодательной палаты ожидали две неважных новости. Первая состояла в том, что на олимпиаде в Ванкувере наша сборная по хоккею проигрывает канадцам со счетом 3:7. Её сообщил Главный федеральный инспектор А.Попов. Следом к трибуне вышел руководитель Аппарата палаты В.Оюн и доложил о плохом самочувствии спикера Б.Балчий-оола, которого с высоким артериальным давлением госпитализировала в больницу бригада «Скорой помощи». Плановое заседание решили отложить.

Недомогание спикера было кратковременным. Уже через неделю Совет ЗП назначил заседание на 2 марта. В повестке значилось более 30 вопросов. К ним по сложившейся традиции дополнительно включили «долгоиграющий» вопрос о восстановлении В.Бартына-Сады в должности председателя несуществующего комитета. Исполнение решения суда о его восстановлении превратилось в театр абсурда. На каждом сессионном заседании В.Бартына-Сады вынужден терпеть очередное унижение – за его восстановление голосует всего от 9 до 11 из 32 коллег. Так было и на этот раз. По всей вероятности, он теперь обречен на эту ритуальную процедуру до окончания полномочий данного созыва. Похоже, результат голосования теперь не огорчает даже его.

Особых интригующих моментов на заседании сессии не было, но некоторые вопросы помогают определить, кто есть кто и кто за что. Так, например, при принятии во втором чтении закона «Об определении РТ территорией, на которой осуществляется контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств...» неожиданно проявил себя В.Бартына-Сады.

Внесло закон правительство республики, которое приложило немало усилий для его принятия в первом чтении. Правоохранительные органы республики считают, что принятие данного закона должно обеспечить более эффективные меры борьбы с наркопреступлениями. В январе закон был принят в первом чтении, и вот, сейчас вдруг «проснулся» В.Бартына-Сады, который, кажется, считает сферу оборота наркотиков в Туве зоной своей личной ответственности. И внезапно для своих коллег выступил против правительственного законопроекта под предлогом того, что Тува является частью территории России.

В результате его выступление стало сигналом для определенной части депутатов, и закон провалился. Хотя не исключено, что причины такого поведения депутата, ранее безоглядно поддерживающего своего конкурента по освоению улуг-хемских полей, в том, что Глава правительства отказался подписать ходатайство о назначении Бартына-Сады на освободившееся место министра внутренних дел республики, отдав предпочтение Монгушу.

На январском заседании сессии был принят пакет конституционных законов, вносящих изменения в отдельные статьи Конституции республики. Разработчиком этих изменений стали депутаты Палаты представителей. Изменения носили уточняющий характер в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства. В том числе в первом чтении была утверждена поправка в статью 113, предусматривающая заслушивание ежегодных отчетов Правительства РТ о результатах его деятельности Великим Хуралом.

Однако ко второму чтению произошла принципиальная сшибка позиций Правительства республики и депутатов ЗП. От правительства поступило предложение не утверждать поправки в конституцию, так как конституция в обновленном виде должна быть принята на референдуме. Но депутаты Комитета по конституционно-правовой политике во главе с В. Кысыгбай придерживаются четкой позиции – если 1 и 16 главы можно изменить только на референдуме, то единственно законным путем внесения изменений в главы 2 и 15 Основного закона, в которые входят данные вопросы, должны решаться не на референдуме, а приниматься конституционными законами.

Внося на сессионное заседание поправки в статьи 101 и 113 Конституции на утверждение во втором чтении, депутаты еще раз продемонстрировали свое отношение к предстоящему референдуму – референдум нарушает, как федеральные, так и местные законы. И такую позицию депутатов можно только уважать. Но, к сожалению, для принятия поправок в указанные статьи Основного закона набрать 22 голоса не удалось.

Как не удалось утвердить во втором чтении изменения в многострадальный закон о «О Конституционном суде РТ», который удалось принять в первом чтении в январе, а на прошедшем заседании для его утверждения во втором чтении не хватило двух голосов. Впрочем, в этом случае депутатов понять можно: зачем крохотной нищей республике дорогостоящий малопрофессиональный карманный суд сомнительной репутации, рассматривающий по одному-двум делам в год? При этом прозябающие служители фемиды за свой тяжкий труд получают по 120-150 тыс. рублей в месяц, окружены огромным количеством обслуживающего персонала и прислуги, пользуются бесплатными транспортом и курортно-санаторным обслуживанием.

Если основная повестка планового заседания сессии 2 марта прошла без особых дискуссий, то основная интрига, связанная с именем В.Валькова, получила свое развитие сразу после окончания утреннего заседания.

Восстановят или не восстановят экс-спикера в должности? – этот вопрос особо волновал правительственных депутатов и Белый дом, которые всю осень и зиму изображали праведный гнев по поводу его смещения.

Как водится, судебные органы республики поддерживают любое желание правительства, и Валькову удалось добиться судебного решения о своём восстановлении. Правда, со второй попытки и несколько корявое.

1 марта вечером в Законодательную палату от судебного пристава-исполнителя поступило требование о проведении внеочередного заседания сессии Законодательной палаты, включения в повестку вопроса о восстановлении Валькова в должности председателя ЗП.

Надо заметить, что пристав Хертек существенно намаялся с выписыванием требований. То Великий Хурал назовет Верховным, то еще какая закавыка. Худо-бедно, он всё же изучил правильные названия органов госвласти.

Исполняя требование судебного пристава, Б.Балчий-оол сразу после планового заседания созвал 2 марта Совет ЗП, на котором выступил с инициативой провести внеочередное заседание в 11.00 часов. Депутаты его поддержали, в том числе Р. Хайманова и З. Доржу. Но к 11 часам в Зал заседаний явились только депутаты-большевики. Ни одного меньшевика не было, включая Р. Хайманову и З. Доржу. Более того, не явился и сам Вальков, лично получивший приглашение.

Ситуация вышла забавная. Вроде, мечтал экс-спикер восстановиться в должности, но наступил час «Х», и он оказался не готов к долгожданному событию. Не пришли все те депутаты, которые так его опекали и поддерживали. То ли им этого не надо, то ли уже другие кандидатуры на пост спикера нарисовались, и потому судьба Валькова теперь мало кого волнует.

Вроде взрослый мужчина, экс-спикер пребывает в иллюзии, что за него кто-то будет решать проблемы с трудоустройством – Кремль, суд, Кара-оол. Все бы ничего, но должность спикера – выборная. И за нее надо бороться самому, а не уповать на высокие силы. Мало быть политической фигурой, устраивающей всех, надо быть фигурой, определяющей ситуацию. Но, увы, обиженный на всех и вся, Вальков такими качествами не обладает.

Наш корр.