Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.com/article_1306.html
№40 за 14 октября 2009 года

ЧЕРЕЗ ЖКТ К ПНП АПК

Не мычим – не телимся

Тут не то что понять, произнести эту абракадабру не всякому русскому по уму будет.

Давайте определяться уже – мы за тувинский агропромышленный комплекс, или как? Если никак, то оно и выйдет на никак. Как говорится, из ничего и выйдет что попало. А если государство к чему-то призывает, и у меня дремучая тяга к земле пробуждается и заодно к традиционному укладу жизни, то и по рукам нечего бить.

Признаюсь сразу, небольшой изъян в моих умозаключениях, конечно, присутствует. Но, с другой-то стороны – кто без изъяна? Верите-нет, но даже при моей вредности, и то я как-то где-то сочувствием наполнилась не только к председателю правительства, но и к его заму Дамба-Хуураку. В этом вопросе у меня (удивительное дело!), острое классовое чутье притупилось, что ли. А может, оно только видоизменилось и приняло формы национальной солидарности? До конца не разобралась ещё, ну говорю же – изъянец небольшой женщине простителен. А если плюс к этому вспомнить про кризис мировой, про продовольственную катастрофическую ситуацию, про кочевые исторические корни тувинцев, да про долюшку женскую: я и баба, я и бык, в общем, про всё, о чём красноречиво Шолбан Валерьевич максимально-сожалеюще переживает публично, то и вы, если патриоты, солидаризируетесь со мной.

Ведь как оно всё в 2007-м начиналось? С заявления о неустанном радении за сельское хозяйство, помните? Такую волну хлеборобную да скотоводческую подняли Кара-оол со своими замами, такие сытные планы разрисовали с молочными реками и кисельными берегами, что у депутатов дух захватило, они и подняли – «руки вверх!» – за пятикратное увеличение денег на сельское хозяйство, а потом остервенело нажимали на зелёные кнопки голосования, пока эти деньги сельскому хозяйству не отдали. Правда, оказалось, что на самом деле они крепко промахнулись со своим остервенением. На эти пятикратные деньги спирт осетинский стали разводить и превращать в водку чагытайскую.

Да и поделом тебе, депутат, не зевай на сессиях, головой думай, куда свой голос суёшь! Знай, кому деньги народные доверяешь! Вскоре выяснилось: пшик с фейерверками вышел, а проблема осталась – как из приоритетного национального проекта создать агропромышленную реальность? И, главное, глухо как в танке – и депутаты, и правительство – как-то потом странно дружно замолчали и ни слова больше о развитии АПК говорить не стали. Но народ-то ведь уже раздраконили своими заманчивыми обещаниями! У него за матушку-кормилицу сердце кручинится, душенька просто стонет. А пузо, пардон, хлеба просит. Короче, даже в отсутствие предмета переваривания желудочно-кишечный тракт работает без перерыва.

Вот и пришлось, а кому же ещё? – на хрупкие женские плечи натянуть крестьянское ярмо. «Где наша не пропадала!» – подумала, наверное, одна отчаянная тувинка из прокуратуры и прямиком направилась в «РосСельХозБанк» и решительно взяла кредит! А что остаётся делать? Пока депутаты смущаются, репу свою чешут, пока большой чиновник из правительства доходы от водки в банки рассовывает, – всем же некогда – кто-то ведь должен брать ссуды и кредиты на разведение маточного поголовья скота, выращивание зерновых, картофеля?! Не все же у нас бездельники да ротозеи!

Вот и я, было, тоже вслед за всеми взволнованно и патриотично завздымала грудь и сунулась в сельскохозяйственный государственный банк. Но мне тут же указали, где находится поворот от ворот. И все потому, что взяток давать я так и не научилась. А и не научилась, потому что денег отродясь в кармане всего ничего – шиш да маленько.

Не было у меня на взятку – вот и не развиваю я Приоритетный Национальный Проект, сижу без хозяйства. А вот прокурору Дондупай, не в пример мне, быстренько дали. И даже с очень большой радостью. Нате вам, говорят, госпожа прокурор, ссуду! Купите, говорят, трактор, и пашите себе на здоровье вдоль и поперёк нашу землю-матушку, пока в глазах не стемнеет.

В РСХБ прокурорским работникам доверяют, почитая их за исключительно честных людей, уверены, что деньги они истратят не на помаду и презервативы, а на высокие урожаи, настриги, привесы и надои. Выдавали-шуршали Оксане Баировне денежки и приговаривали, ласково заглядывая ей в глазки: заждалась она, землица наша родимая, ваших наманикюренных пальчиков, заботливых и рачительных.

Ай, да отстаньте, уважаемый читатель, нисколечко не иронизирую я! И что вам с того, что Дондупай до этого только прокурорскую ниву пахала?! Какое вам дело, что не на земле она, а в городском благоустроенном гнёздышке живёт? Сердце-то у неё за АПК болит? И ЖКТ её тоже, как у всех, каждый день есть-пить просит? Ну и вот! Молодец она, скажу я вам! Чем-то смогла она убедить банковских, что сумеет между прокурорскими делами вспахать и засеять озимые и яровые, осеменить, окотить, собрать урожай, коня на скаку и в горящую избу...

Ой, это какой-то былинный образ осанистой Матрёны Алексеевны выходит, прямо по Некрасову. А мы, тувинки, чем не бабы? Эх, где наша не пропадала! За Баировной целая когорта прокуроров и следователей в едином порыве рванула без отрыва от основного производства поднимать сельское хозяйство республики. Штурмом взяли банковскую кассу люди в погонах.

Одним словом, «РосСельХозБанк» прокурорским работникам свято поверил и охотно пошел навстречу потребностям их желудочно-кишечного тракта, так незамысловато стремящегося внести лепту в национальный проект. Тем более, что их главный городской прокурор в темноте своего семейно-правового одеяла ничего не различает и в раже плотских утех ничего не слышит. И вообще до своих подчиненных ему дела нет – он лишь денёчки считает до того момента, когда судьей станет. Вроде, по всем формальным параметрам в судьи он сможет прошмыгнуть.

Хоть и не Матрёна наша Баировна, но не дремлет, говорят, она. Уж очень охота ей под крышей прокуратуры развивать сельское хозяйство. Посему обивает она исправно пороги высоких начальников в Белом Доме. Обивает избирательно. И тревожит всех, но не главного сельскохозяйственного работника республики. То ли не верит ему, то ли чего боится...

А зря. Судя по всему, женщина она решительная и настойчивая. Не робей, дорогая, и в следующий раз возьмёшь кредит не на трактор, а уже на целый комбайн. Покажи аратам пример!

А при чём здесь Партизанович, спросите вы? А сами догадайтесь. А то всё изъян да изъян...

Очень вредная тувинка